Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Смотрите страху в лицо 

Сюжет: 

Взрыв в метро Санкт-Петербурга
Общество
Ольга Маховская
Ольга Маховская / Фото: «Вечерняя Москва»
Человеком рулят страхи и желания. Страхи даже в большей мере, особенно после терактов. В словаре любого языка мира гораздо больше обозначений негативных эмоций. Человечество еще не успело пожить в относительной безопасности, чтобы забыть все ужасы прошлого и поверить в прекрасное будущее. Слова – зарубки на память.

Самый сильный и древний страх – страх смерти. Он мобилизует на все 100, но ведет себя иррационально, демонически, подчиняя высшие личностными структуры первобытному инстинкту выживания. Он или включает внутреннюю катапульту по максимально быстрому удалению от опасного места, или парализует, обездвиживает человека по логике «замри, как бы не стало хуже!»

В условиях теракта ни то, ни другое невозможно. Теракты происходят в людных местах, покинуть которые быстро невозможно. Отморозиться тоже не удастся, толпа унесет, начнут приводить в чувства окружающие. Человек – существо социальное. Поэтому на кадрах хроники последней трагедии в Питере сразу после взрыва видно, как уцелевшие, забрызганные кровью соседей пассажиры, не только сами выбираются из вагона, но и помогают другим, выносят уже неживых и поддерживают раненых. Хочу увидеть их лица и пожать руки. Но покажут, скорее, фото жертв, погибших, и смертника. Так формируется образ фатальной беды, в которой тебе никто не поможет. Спасателей-добровольцев как бы нет, они случайны… Да нет же! Они – главные участники и герои драмы. Их – на первый план. Люди с надситуативной активностью, опирающиеся в условиях беды на высшие эмоции – сострадание, взаимопомощь к слабым, выживают в аду, в тюрьме, концлагере, на тонущем «Титанике», на необитаемом острове, и по своей человеческой, а не генетической природе являются долгожителями. Уже этим они должны быть интересны: у них нам учиться поведению в экстремальных условиях.

Самый важный навык в условиях повышенной опасности – зрительный контакт с теми, кто рядом. Об этом не нужно было бы напоминать современникам фильма «Я шагаю по Москве!», где уже в первых кадрах в метро москвичи сразу кинулись наперебой советовать приезжему, едва тот раскрыл рот. Сегодня в метро глазами упираются в гаджеты. Соседей отслеживают боковым зрением, как физические объекты, на которые приходится натыкаться. Молодежь не видит пожилых, чтобы уступить место. Взрослые стараются не замечать детей. Мужчины - женщин. Можно сказать, что среднестатистический пассажир метро добровольно отмораживается еще до беды. В таком виде мы все полуфабрикаты смерти.

Внимательный к людям человек быстрее заметит опасность, спросит о самочувствии невротика, попросит помощи у того, кто ее реально может оказать, а не у того, кто под руку подвернулся, сможет побеспокоиться о потерявшемся ребенке, запомнив его маму. Он обнимет, прижмет малыша к себе, чтобы восстановить чувство защищенности. Он найдет слова успокоения пострадавшим еще до прибытия психологов из МЧС. Чуткий пассажир, выбравшись из метро, первым делом позвонит родным, чтобы проинформировать, а не сеять панику. Он оставит контакты полицейскому, чтобы быть полезным. А на следующий день, заметив в себе подлый страх от одной мысли, что придется спускаться в метро, спланирует маршрут в наземном транспорте. «Ну, ничего, испугался, пройдет, лучше бы побыть дома пару дней…»

Со страхами, как с людьми, можно договариваться. Нужно только не бояться смотреть страху в лицо. И тогда увидишь не смерть, а добрые человеческие лица.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

И девочки кровавые в глазах

Колонка обозревателя "ВМ" Александра Хохлова

Мы расслабились, а террористы — нет. Пора вновь вспомнить, что мы на войне, которая еще не окончена.

 Телевизионная картинка первых минут питерского теракта — из вестибюля станции метрополитена «Сенная площадь» выходит девушка с залитым кровью лицом. Больше ничего не надо показывать — ни вертолетов на широких проспектах, ни губернатора в подземке, ни служебных собак(далее..)

Разбившаяся шкатулка

Колонка обозревателя "ВМ" Анны Поваго

Каждый раз, когда случается нечто подобное взрыву в питерском метро, все слова кажутся лишними и теряют смысл.

Говорить нужно экспертам: спецслужбам — о том, что поймали или обнаружили мертвым того, кто это сделал; врачам — о тех, кто пережил это кошмар, и о тех, кому это, увы, не удалось; чиновникам — о том, что в городе все спокойно, как и вообще в стране. И пусть это тысячу раз не так, но именно это хотят услышать люди. Они хотят, чтобы их успокоили(далее..)

Низкие технологии и низкая мораль

Колонка обозревателя "ВМ" Сергея Лескова

Террористические атаки угрожают всей Европе. Первой с этой проблемой столкнулась Россия. В нашей столице в результате чудовищных терактов в 1999-2011 годах погибло более 500 человек. В комментариях западных аналитиков сквозили нравоучительные нотки – это, дескать, ответ на политические заблуждения.

Последние два года террористы терзают европейские столицы. Париж, Брюссель, Ницца, Берлин, Лондон. Это тоже ответ? Россия не опускается до злорадства. Но сами западные политики признают: навязывая Востоку свои политические ценности, Запад разворошил гнездо. Особо на благородном поприще отличилась Америка, но она на далеком острове-континенте в относительной безопасности(далее..)

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.