Главное
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Квадробика

Квадробика

Как готовились к школе в СССР?

Как готовились к школе в СССР?

Как отдыхали в пионерских лагерях?

Как отдыхали в пионерских лагерях?

Где загорали летом в советской Москве?

Где загорали летом в советской Москве?

ДР панды Катюши

ДР панды Катюши

Как менялась школьная форма в России?

Как менялась школьная форма в России?

Борщевик

Борщевик

Самые необычные пляжи мира

Самые необычные пляжи мира

Популярные летние напитки в СССР

Популярные летние напитки в СССР

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Через край до донышка

Все остальные
Диана Шурыгина в прямом эфире Первого канала показывает, сколько она выпила на роковой вечеринке: мол, было всего «на донышке»
Диана Шурыгина в прямом эфире Первого канала показывает, сколько она выпила на роковой вечеринке: мол, было всего «на донышке» / Кадр программы «Пусть говорят». Выпуск 31 января 2017 года
Бунтарство подростков приобретает сегодня острые формы. О его причинах шла речь на круглом столе "Мораль на донышке: стиль нового поколения" в студии сетевого вещания "ВМ".

Возраст этот всегда был бунтарским. Еще в 1974 году международными экспертами Всемирной организации здравоохранения определено, что в течение подросткового периода завершается половое развитие, психологические детские процессы сменяются поведением, характерным для взрослых, происходит переход от полной социально-экономической зависимости к относительной независимости.

ОПАСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Однако не заметить опасные тенденции в поведении нынешнего молодого поколения невозможно: достаточно обратить внимание на ежедневную сводку новостей и проанализировать статистику.

Судите сами: риск нехимической зависимости, по оценке экспертов, сегодня наблюдается уже у дошколят, «подсевших» на игры в гаджетах. Каждый восьмой подросток проводит более пяти часов в интернете ежедневно.

По данным Московского научно-практического центра наркологии столичного Департамента здравоохранения, если пять лет назад впервые пробовали наркотики 15-летние подростки, то сегодня — это дети в возрасте 11–12 лет. Алкогольные напитки пробуют около 96 процентов старшеклассников, курить сигареты — около 98 процентов 15–17-летних подростков, из них продолжают злоупотреблять курением около 68 процентов.

Ситуация, выходящая из берегов традиционных представлений о морали, активно обсуждается в обществе. Так, всего за месяц на 17-летнюю жительницу Ульяновска Диану Шурыгину обрушилась слава, которая не снилась многим российским звездам. Напомним, весной 2016 года Диана пришла в частный дом на день рождения в компанию к малознакомым молодым людям, где ее изнасиловали. Всего за месяц фамилию «Шурыгина» в поисковиках интернета запрашивали более 5 миллионов 450 тысяч пользователей сети. А ее высказывание «на донышке» — о том, сколько водки она в тот вечер выпила, — стало весьма популярным.

Полезен ли юным умам и душам подобный «пиар», и как взрослым справиться с подростковыми бунтами, признанными сегодня серьезной проблемой федерального масштаба, угрожающей национальной безопасности России? Вопросы эти вызвали оживленную дискуссию экспертов «ВМ».

НЕЧЕГО НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ

Подростки часто слышат от окружающих, что они шумные, вульгарные, неблагодарные, безответственные, неопрятные, непослушные и ленивые. Но, по мнению председателя Центрального совета Национального родительского ко митета, мамы четверых детей Ирины Волынец, дети в своем поведении отражают то, что происходит в обществе.

— Они как губка впитывают все, что видят вокруг, — не сомневается она. — А противостоять соблазнам взрослого мира удается не всем. Те, кто не занят делом, не увлечен чем-то — и представляют группу риска.

Но общественный деятель Павел Пятницкий полагает, что корень проблемы совсем в другом.

— Молодежь сегодня забыта и покинута всеми, — убежден он. — И основная беда современных детей таится в тотальном одиночестве, непонимании со стороны родителей, в том, что они предоставлены сами себе. Конфликты между поколениями были всегда, и подростковые бунты возникли не сегодня.

Дети и подростки порой не знают, куда и к кому обратиться за помощью и советом. Бабушка куда-то не отпускает, родители ругаются — как реагировать на это, им объяснить некому. Нужно разговаривать с подростками, чтобы и они в свою очередь захотели разговаривать с нами. Мы расплодили социальных педагогов, психологов в школы ввели, но по факту никто с молодежью не работает.

Действительно, кому рассказать о своих сомнениях, если не чувствуешь интерес к ним со стороны близких? Ответ на поверхности: в социальных сетях собеседник найдется всегда. А еще можно создать «аватарку», начать жить виртуально так, как нравится и хочется.

Таким образом, по мнению экспертов, и появилась новая тенденция: отчаянное желание юношей и девушек привлечь к себе внимание, выложив в соцсетях хронику своих «подвигов».

Бравада входит в моду, как и убежденность в том, что в интернете можно делать и говорить все что угодно.

А новая версия себя под обезличенными «никами» внушает уверенность в безнаказанности.

— Конечно, это определенный вызов, — комментирует Пятницкий. — Подростки буквально колют глаза взрослым, чтобы их заметили. И чем больше равнодушия, тем резче, острее такая вот демонстрация. Но, увлекаясь этой игрой, наши дети переносят виртуальность в настоящую жизнь. Поэтому и попадают в сети суицидальных сайтов, становятся жертвами втершихся к ним в доверие педофилов.

А родителям тем временем некогда. По вечерам, после трудного дня, что лукавить, папы частенько сами «подвисают» в каких-нибудь «танках», а мамы — в «Одноклассниках».

— Я предпочитаю никому ничего не рассказывать и не вижу в этом проблемы, — вступает в диалог юнкор «ВМ», одиннадцатиклассница Елизавета Митюшина. — Мне кажется, раньше у молодежи было больше интересов, а сейчас их заменили социальные сети. И родители не противятся: они такие же — приходят домой, упираются в в интернет, в те же социальные сети.

— Если ребенок наблюдает, чем занимаются сами родители, то как можно возмущаться, что он часами просиживает в сети? — резюмирует Ирина Волынец.

— Ну да. А потом не слишком умная мама говорит: мол, что такого, что дочка 13-летняя разместила свою фотографию в откровенном купальнике? — добавляет Павел Пятницкий. — И она не видит в этом ничего предосудительного. Давайте признаем, что падение нравов — это тренд всего общества, а не только подростков.

По мнению юнкора «ВМ» Глеба Бугрова, сегодня подростки уже не видят смысла делиться личными переживаниями.

— Я могу многое обсудить с друзьями, но предпочитаю не взваливать на них неприятности, держу их в себе, — говорит он. — И это нормально. А ребята помладше ориентируются на то, что видят в интернете. Сегодня сеть определяет сознание: не близкие люди, родители и учителя, а значимые личности, блогеры, звезды своим поведением влияют на молодое поколение. Их поведение в социальной сети — это некая калька, которую примеряют на себя подростки.

НЕТИПИЧНАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ

Одна из таких «калек», снятых современными подростками со взрослого мира, бытует в нашем обществе под сленгом «вписка».

На первый взгляд — традиционная во многие времена молодежная вечеринка, «тусовка» на свободной от бдительного ока взрослых квартире. В наши дни подобные сборища обрели особые признаки и, прежде всего, из-за того, что компании собираются не по интересам, как раньше, а часто через социальные сети, то есть туда приходят люди, которых ты толком не знаешь, никогда не видел в лицо. А значит, и последствия таких встреч непредсказуемы. Как объяснили эксперты, это веяние пришло в молодежную среду из уголовного мира, который привлекает юных блатной романтикой. «Вписаться» для нынешних подростков — это напиться до беспамятства или наесться каких-то психотропных препаратов, попасть «на телефон» к тем, кто с тобой пришел. Присутствие на вписке означает согласие на все.

— Мне доводилось бывать на подобных мероприятиях, — рассказывает Глеб. — Сначала это был просто день рождения, а потом вдруг появились совершенно незнакомые люди, внезапно увеличилось количество спиртного. На «вписке» есть определенные правила: попав туда, ты должен напиться так, чтобы уснуть к утру, но при этом не оказаться в числе первых пяти. Они и будут предметом издевательств, а то и жертвой насилия. Вот у Дианы так и получилось… Безусловно, никто не обязывает эти правила выполнять, но желание остаться в коллективе заставляет многих им следовать. То есть ребят просто берут «на слабо». Я был с друзьями, которым доверяю. Мы сразу договорились, что среди нас один останется трезвым, чтобы вытащить в случае чего остальных. Лиза, в свою очередь, говорит, что на «вписке» не была ни разу. А мы тут же получаем на сайте «ВМ» комментарии: мол, у вас в круглом столе участвуют «нетипичные» представители молодого поколения.

Когда же нормальность стала «нетипичной» в нашем обществе? А по мнению взрослых эспертов Павла Пятницкого и Елены Деменко, молодые люди, присутствующие в студии «ВМ», все-таки не совсем правы, отказываясь откровенно рассказывать о своих проблемах.

— Одна из личностных защит от любого негативного влияния — это умение искать и находить поддержку, — говорит Деменко. — Когда человек не может поделиться проблемой, он идет к деструктивной форме ее решения.

ДОВЕРЯЙ,НО ПРОВЕРЯЙ

Разговор в студии «ВМ» возвращается к теме доверия. И прозвучавший из уст Елены Деменко термин «ответственное родительство» вновь вызвал споры между взрослыми и юными участниками круглого стола. Ирина Волынец полагает, что папы и мамы должны любить детей, это в воспитании — самое главное.

— А мне кажется, что лучше, если у ребенка будет хороший наставник, — возражает юнкор Глеб Бугров. — Потому что родительская любовь — это, безусловно, важно, но простите, на ней одной не выгребешь. А результатом неконтролируемой родительской любви может стать самовлюбленность и инфантилизм. Нужен человек, с которого хочется брать пример. Его ты будешь слушать, потому что он относится к тебе как к равному, но ты сам осознаешь, что эта личность — лучше тебя, и ты стремишься ей соответствовать.

— «Вырастешь — поймешь» — фраза, которую часто говорят нам взрослые, — добавляет Елизавета. — Они думают, что мы чего-то не понимаем, но очень часто бывает наоборот. Дети и родители должны понимать друг друга. Когда-то нужно что-то запретить, а в другой раз — довериться ребенку.

Провести грань между контролем и уважением к личности подросшего чада сложно, но необходимо. С этим согласились и взрослые, и юные участники нашего круглого стола. Как отметил Павел Пятницкий, до тех пор, пока родители не научатся относиться к своим детям как к личностям, взаимного доверия и откровенности не добиться.

— Не надо шарить по карманам, вскрывать пароли в телефоне ребенка, — призывает общественный деятель. — Иногда подростку нужно побыть одному. Но если вы видите, что он уединяется постоянно, это тревожный звонок. И тут родители часто допускают критическую ошибку, начиная давить на подростка вместо того, чтобы сказать: «Давай поговорим, я чего-то не понимаю…» Если ребенок поверит, поговорит, то это убережет от многих бед.

— Не зря говорят, что чувство меры — божий дар, — добавляет Ирина Волынец. — Главная задача родителей — оберегать детей, но в то же время научить их самостоятельности. Совместить эти две важные составляющие в воспитании— большое искусство, ему нужно учиться. Поэтому, я желаю родителям терпения и любви, ведь никто не обещал, что будет легко.

Конечно, взрослым трудно понять мечущуюся натуру юного создания. Прислушивайтесь к своему ребенку, ведь не случайно девятиклассник из фильма «Доживем до понедельника» написал в сочинении: «Счастье — это когда тебя понимают».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве:

- Главное, что сегодня должны сделать взрослые, — это прийти в себя. Если мы перестанем жить с двойной моралью, говорить одно, а делать другое, если будем честными перед своими детьми, я уверен, ситуация с подростковыми бунтами перестанет быть такой острой. А сегодня у наших детей есть серьезные основания не верить и не доверять взрослым. Я бы посоветовал родителям не бояться честно и искренне отвечать на все детские вопросы, даже если они кажутся вам преждевременными или не слишком корректными. Иначе подростки будут искать ответы в другом месте. Есть еще одна проблема, решить которую пока не может никто в мире, — это экран компьютера. Интернет дает огромные возможности для образования, и при этом —множество самых разных соблазнов. Наши дети во Всемирной сети чувствуют себя как рыбы в воде, они гораздо толковее нас во всем этом. Они там живут, свободно перемещаются без ограничений, а мы, взрослые, пока плохо понимаем законы и логику сетевого общения. И в этом есть очень серьезная опасность.

В СТУДИИ

Елена Деменко, заведующая Центром профилактики зависимого поведения МНПЦ наркологии Департамента здравоохранения Москвы, врач психиатр-нарколог

Ольга Ковалева, ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Замоскворечье

Ирина Волынец, председатель Центрального совета Национального родительского Комитета, мать четверых детей

Павел Пятницкий, общественный деятель

Елизавета Митюшина, юнкор газеты «Вечерняя Москва»

Глеб Бугров, юнкор газеты «Вечерняя Москва»

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.