И покатил по рельсам первый звенящий трамвай
Чтобы утвердить трамвай в столице, Московской городской думе в 1901 году пришлось выкупать конку у Первого Бельгийского акционерного общества. Без освобождения дорог от конных путей расширить трамвайное движение на весь город было весьма затруднительно.
— Самая интересная особенность трамвая — его звонок, — рассказывает Сергей Орлов, водитель-наставник филиала Трамвайное управление ГУП «Мосгортранс». — Трамвай появился прежде автомобилей, и его сразу решили снабдить звонком — облегченной версией звонка для железнодорожного вагона. И долгие годы привод этого звонка был пневматическим. Устройство его довольно простое — там есть буек, он ударяет по куполу-колпаку, и получается такой перезвон. Если буек слетает, мы слышим просто «трррр» — звук вибрации. Два буйка работают, как в велосипедном звонке, но приводятся в действие электричеством, как в старом телефонном аппарате, звук очень похожий.
Первые трамваи в Москве были деревянными. Их называли «Ф», что расшифровывается как «фонарный».
— У них сверху на крыше стояли стеклышки витражные, напоминали фонари, оттого и название возникло, — рассказывает Орлов. — Был к нему прицепной вагон «Н» — «нюрнбергский» по немецкой лицензии делался, в середине 1920-х годов появился трамвай БФ («Бесфонарный»), а в 1930-м — КМ («Коломенский моторный»), и к нему был прицеп, назывался КП («Коломенский прицепной»). Кстати, один из таких вагонов под номером 2170 снимался в фильме «Место встречи изменить нельзя».
Сейчас он находится на ответственном хранении в депо. На старых трамваях сиденье для водителя не было предусмотрено — они работали стоя. А для женщин делали самодельные деревянные стульчики. Не было и отопления — пол был рифленый, деревянный, чтобы зимой снег с обуви оставался в желобах.
— Старые трамваи очень громыхали, и в конце 50-х московские власти всерьез подумывали о полной замене трамваев, — говорит Орлов. — Но были закуплены чешские трамваи, модели Т2, у них уже было мягкое сиденье для водителя и очень хорошая тормозная система. Первые такие трамваи появились в 1959 году в депо на Шаболовке, на 14-м маршруте. И скорость они развивали больше, и тележки колесные были другой конструкции, за счет этого обеспечивался более мягкий ход.
СПРАВКА
С мая 1981 по май 1990 года по Москве колесили преимущественно трамваи «Татра 3». Их собирали в Чехословакии. Кстати, «Татра 3» до сих пор является основным типом вагонов в чешских городах. Вагоны семейства Tatra не имеют пневматического оборудования. Кузов вагона — из жесткой цельнометаллической конструкции. Он состоит из рамы, а также штампованных крышевых и бортовых шпангоутов с приваренными к ним листами боковой обшивки и крыши. Передняя и задняя лобовые стенки вагона изготовлены из стеклопластика. В некоторых вагонах в качестве источника света применялись люминесцентные лампы.