«Браво». Ну кто же их не знает!
В программу «Бравоспектива», которую группа представит на суд московской публике, вошли как известные хиты, так и редко исполняемые песни.
— Вы много гастролируете по стране, а москвичей большими концертами радуете нечасто.
— Не реже, чем других. . Сейчас будет наш традиционный весенний концерт. В этот раз он будет приурочен к выходу книги о группе, в которой систематизирована информация, связанная с «Браво» за 33 года существования коллектива. Кстати, для концерта мы выбрали песни, по которым также можно будет проследить становление группы: там будут как самые ранние хиты, так и то, что было записано за последние 10 лет.
— Когда были написаны песни «Король оранжевое лето», «Старый отель», «Дорога в облака», понятие «шлягер» уже ушло из обихода, но их так и хочется назвать этим словом: оставаясь популярными, они сохраняют некую ретро-романтику. Это и есть рок-н-ролл?
— Я не берусь классифицировать свою музыку. Мне кажется, что делить все по стилям неправильно. Существует либо хорошая музыка, либо плохая. Мы играем авторскую музыку, которую причисляют, как правило, к року. К нему «Браво» имеет, конечно, больше отношения, чем к поп-музыке.
— Раньше ваши новые хиты можно было услышать на радио, сейчас уже нет...
— Во-первых, нет нужды в радиоэфире, когда есть интернет, который популяризирует новый материал гораздо эффективнее. Во-вторых, большинство современных радиостанций мне не по душе, слушаю лишь пару-тройку. 70 процентов из них играют одну и ту же музыку. Вы можете переключать волны и даже попадать на разные песни, но впечатление будет такое, как будто слушаете одну длинную песню.
— Почему русские рок-исполнители так преклоняются перед западными коллегами?
— Почему во всем мире преклоняются перед русской балетной школой? Потому что она образцовая. Рок как жанр вышел из музыки афроамериканцев в 1930–1950 годах. То, что стало называться рок-н-роллом, было придумано не у нас, к сожалению. Но все равно каждый из музыкантов видит в нем какие-то свои смыслы.
— Вы — пацифистские: мир и любовь. Неактуально, если учесть сегодняшнюю геополитическую обстановку в мире.
— Этот лозунг — мир и любовь — никогда не потеряет смысла и не устареет. Рок-н-ролл для меня — это прежде всего хорошая музыка, изначальный смысл которой — утверждать добро. Я много чего слушаю: классику, джаз и новые независимые группы, конечно, тоже. Главный критерий выбора — музыка должна нести в мир гармонию и свет.
— Вы обмолвились как-то, что хотите найти новых исполнителей, которые взорвали бы нашу эстраду.
— А ее и взрывать не надо — в своем нынешнем состоянии она сама взорвется. К сожалению, слово «эстрада» сегодня символизирует пошлость и безвкусицу.
— Вот вы говорите — мир и любовь, а «Браво» между тем прославилось текучкой кадров…
— Всегда тяжело, когда человек уходит, но со временем я научился относиться к этому спокойно. Как к факту, без которого невозможно движение вперед. В том, что это происходит, я научился находить нечто хорошее. Каждый раз, когда кто-то покидал группу, мне приходилось начинать все с чистого листа. Все предыдущие заслуги автоматически обесценивались, и это очень сильно... стимулирует. Тяжело, да. Но и здорово тоже — есть возможность заявить о «Браво» как-то поновому. Вообще, я стараюсь обновляться и не собираюсь до пенсии петь те песни, которые мы записали много лет назад. Только на концертах, подобных тому, что пройдет 22 апреля.
— У рок-исполнителей традиционно море вредных привычек. У вас по этой части как?
— Это очередное клише. Новое поколение музыкантов относится к своему здоровью со всей серьезностью. Не то, что было, когда мы начинали... Я лет 15 назад бросил курить. Просто понял, что мне это не нужно, от этого я не чувствую себя лучше. Стал надоедать постоянный запах никотина.
— Что бы вы хотели сделать в будущем?
— Много чего. В августе, например, хочу уже в четвертый раз провести наш фестиваль Back to the 60’s («Назад в 60-е» — ежегодный фестиваль, переносящий в эпоху романтики и рок-н-ролла тех годов. — «ВМ»). С одной стороны, он для меня как хобби, но он требует огромных организационных усилий. Хочется осуществить музыкальный проект вне группы. А с «Браво » — записать пару-тройку альбомов, которые остались бы в истории, как первые наши пластинки. И самое главное — научиться понимать кошачий язык, чтобы знать, чего хочет мой кот, когда начинает дико орать и носиться по квартире из угла в угол.
СПРАВКА
Евгений Хавтан родился в Москве 16 октября 1961 года. Вырос в районе Кузьминки. Окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта.
Осенью 1983 года с барабанщиком Павлом Кузиным основал группу «Браво». В разное время ее солистами были Жанна Агузарова, Валерий Сюткин, в настоящее время — Роберт Ленц. Группа выпустила множество альбомов, первый — в 1983 году. Евгений Хавтан женат. Имеет дочь.