Философия денег и кредитов по пьесе русского Шекспира
В постановке Светлана Владимировна играет разорившуюся дворянку Надежду Чебоксарову, а ее внучка — Полина Лазарева — эгоистичную дочь Лидию Чебоксарову. С «ВМ» Светлана Немоляева делится секретом, как сохранить золотую середину во взаимоотношениях с деньгами, чтобы и душа не пострадала, и «любовная лодка не разбилась о быт».
— Светлана Владимировна, сочувствуете ли вы Надежде Чебоксаровой, которая на старости лет обеднела?
— Больших денег у меня никогда не было. Однажды, в начале 1990-х годов, когда в стране было трудное время, за съемку в рекламе мне заплатили «бешеные деньги». Благодаря этой сумме удалось продержаться, не продавая ни квартиру, ни дачу. Во времена моей молодости деньгам не придавали большого значения. В 1960-е годы люди были романтиками. Когда мы поженились с Сашей (муж Светланы Немоляевой — народный артист России Александр Лазарев. — «ВМ»), для нас гораздо важнее была внутренняя жизнь, театр, общение с интересными людьми, а не квартира, машина, дача. Мы жили в коммуналке, как и многие другие молодые артисты, и были счастливы.
— В спектакле представлена философия денег. Как вы поняли, что такое деньги не с экономической, а с гуманитарной точки зрения?
— От одного умного человека я слышала фразу: «Мне не надо много денег, мне надо столько, чтобы было достаточно». Если я скажу вам, что я живу только искусством, вы подумаете, что я ханжа, а если скажу, что деньги для меня важны, то не прощу себе этого высказывания. Пабло Пикассо был богатым человеком, а предпочитал жить как бедняк, довольствуясь малым.
— Наверняка вы видели знаменитый спектакль в Малом театре «Бешеные деньги» 1972 года с Элиной Быстрицкой в роли Лидии Чебоксаровой?
— Да, я видела, как почти все спектакли Малого театра. Но из того спектакля убрали неактуальные для того времени, но при этом очень важные диалоги о векселях, кредитах, долговой яме, банкротстве. А сейчас тема банкротства, тема «бешеных денег» остра и болезненна. Еще поэтому наша премьера должна вызвать интерес публики. Сейчас ведь тоже кредиты, ломбарды, проценты…
— Роль Надежды Чебоксаровой какая ваша по счету в Театре Маяковского?
— На сцене родного театра я сыграла более 50 ролей. Мне довелось много играть в пьесах Островского. Островский — русский Шекспир.
— Интересно ли вам было работать с молодым режиссером Анатолием Шульевым?
— Очень. Несмотря на то что Анатолий только начинает свою жизнь в театре, у него масса прекрасных качеств: сдержанность, интеллигентность, талант, фантазия. Ни секунды во время репетиции не было скучно.
— Несколько слов о вашей партнерше и внучке — Полине.
— Полина — наше продолжение. Она дочь нашего с Александром Сергеевичем сына и очень на него похожа.
— Новая роль в спектакле «Бешеные деньги» — хороший подарок к юбилею (день рождения Немоляевой — 18 апреля. — «ВМ») или не о таком подарке вы мечтали?
— Конечно, подарок. Хочу поблагодарить художественного руководителя театра Миндаугаса Карбаускиса, который думал о спектакле к моему юбилею, предложил пьесу «Бешеные деньги» и нашел режиссера. Такое внимание мне очень дорого. Правда, я отношусь к дате как к некой фантасмагории. Но я вообще не ощущаю своего возраста. В театре я уже сыграла 100-летнюю старуху — прототип Коко Шанель — в спектакле «Мой век». Театр психологически подготовил меня к моему 80-летию.
СПРАВКА
«Бешеные деньги» — комедия в пяти действиях драматурга Александра Островского. Ранние названия произведения — «Коса — на камень», «Не все то золото, что блестит». Комедия была закончена в ноябре 1869 года. Напечатана в журнале «Отечественные записки» от 1870 года. Премьера состоялась 16 апреля 1870 года в Александринском театре; в московском Малом театре — 6 октября того же года.