Главное
Истории
Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Легенды про Грибы

Легенды про Грибы

Вячеслав Добрынин

Вячеслав Добрынин

Студент-историк: У московского метро много легенд, которые подстёгивают интерес людей

Город
По словам Александра Оджо, ему интересно наблюдать, как изменения в городе и стране отражаются на искусстве метро
По словам Александра Оджо, ему интересно наблюдать, как изменения в городе и стране отражаются на искусстве метро / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
"ВМ" пообщалась с Александром Оджо – студентом, увлекающимся историей московского метро.

- Александр, с чего началось ваше увлечение метрополитеном?

- Я учусь на историческом факультете в Московском педагогическом государственном университете. В прошлом году у нас был предмет "Культура отечественной и новейшей истории". После лекций я начал собственные поиски и завел тематическую группу в социальной сети "ВКонтакте" "MetroRetro", в которой делюсь найденной информацией.

- У вас есть любимые станции метрополитена?

– Одна из самых любимых – «Площадь революции». Мало кто знает, но скульптуры, до которых люди очень любят дотрагиваться на счастье - рабочие, крестьяне, солдаты и моряки, - там стоят не в хаотичном порядке, а в хронологическом - с 1917 по 1937 год. Вообще, приметы и легенды подстёгивают любопытство людей, они начинают изучать город, узнавать, где они живут. Это хорошо работает и для туристов, и, могу сказать как педагог, для детей. Аналогичную цель - вызвать интерес - преследует и мой проект.

На станции «Пушкинская» мне нравятся люстры. Они очень напоминают те, которые висели во дворцах в пушкинскую эпоху. «Кропоткинская» интересна тем, что на ней освещение идет снизу вверх. От этого зал выглядит большим и светлым. Во всех странах метро построено так, чтобы пассажиры не понимали, что находятся под огромной толщей земли. Вообще, изначально «Кропоткинская» строилась как один из залов «Дворца советов» – огромного здания, которое должно было появиться на месте Храма Христа Спасителя.

- Расскажите о своей лекции "Исчезнувшие Сталины".

- В этой лекции я собрал интересные факты, связанные с тем, как дестабилизация отражалась на искусстве метро. После развенчания культа личности Сталина на XX съезде упоминания о нем убирали отовсюду. На «Добрынинской» в эскалаторном вестибюле есть любопытная мозаика. На ней изображены люди, несущие портрет Юрия Гагарина. Если присмотреться, можно заметить, что мозаику перекладывали. Станция была открыта в 1950 году, в это время Гагарин ещё был подростком. Изначально там был Сталин.

– Сталина совсем убрали из метро?

– В переходе на станции «Парк Победы» есть новый рисунок, на нем изображён силуэт Сталина на небольшой монете. Но это совсем свежая работа.

– В чем, по вашему мнению, глобальное отличие московского метрополитена от метро других городов?

- Я бывал только в метрополитенах Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Мне кажется, без кольцевой линии наша подземка не могла бы работать. Благодаря «кольцу» она справляется с огромным потоком людей. В метро Петербурга есть торговые палатки на самих станциях. В московском метро это невозможно себе представить – поток пассажиров намного больше.

– Как вы относитесь к современным станциям, их дизайну?

– Современные станции очень яркие - «Румянцево», «Саларьево». Их не перепутаешь ни с чем. Дизайнеры предлагают стилистические решения, которые быстро реализуются и не похожи друг на друга. Такую станцию уже не проедешь, слушая плеер. Жду с нетерпением, когда откроются новые ветки, их проекты очень впечатляющие.

Вообще, минималистичные станции начали строить уже в 1970-х и даже 1960-х – взять ту же «Первомайскую», на которой я живу, или «Юго-Западную», где находится мой университет. Вся отделка этих станций – кафель.

– А о таких советских, «утилитарных» станциях вы какого мнения?

– Это было нужно. Москва расширялась, чтобы связать жителей новых спальных районов с центром, нужно было строить новые станции. Простые дизайны было быстрее всего воплотить. «Юго-Западная» появилась ещё до того, как был построен сам район.

- В то же время, многие воспринимают метро как музей архитектуры под землёй...

- В пределах кольцевой линии, какую станцию ни возьми – это история. Сюда можно приводить людей на экскурсии. На мозаиках «Комсомольской кольцевой» показана история Великой Отечественной войны. Эта станция должна была стать воротами в Москву для людей, которые приезжают с трех вокзалов. Оформление должно было продемонстрировать им величие советского народа, победившего фашизм.

– Откуда вы берете информацию о метро?

– Существует большое количество книг и путеводителей. Мне очень нравится путеводитель «Московское метро» 1974 года издания. Оттуда я беру фотографии для группы. Есть много документальных фильмов, они появились в 1930-х годах. Ну и, конечно, форумы о метро, на которых много энтузиастов делятся друг с другом своими находками. Мне очень нравится музей метро, который сейчас находится на станции «Выставочная».

- Расскажите о себе, других своих интересах.

- Я учусь на четвёртом курсе Московского педагогического государственного университета на педагога-историка. Проходил стажировку в Правительстве Москвы по направлению «журналистика», недавно я возглавлял пресс-службу Московского отделения российского студенческого спортивного союза. Сейчас руковожу волонтерским центром в своём университете, буду волонтером на Кубке конфедераций 2017 года и, надеюсь, на Чемпионате мира по футболу.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.