Понедельник 23 апреля, 20:04
Ясно + 6°
По словам Александра Оджо, ему интересно наблюдать, как изменения в городе и стране отражаются на искусстве метро

Студент-историк: У московского метро много легенд, которые подстёгивают интерес людей

Фото: Пелагия Замятина, "Вечерняя Москва"
"ВМ" пообщалась с Александром Оджо – студентом, увлекающимся историей московского метро.

- Александр, с чего началось ваше увлечение метрополитеном?

- Я учусь на историческом факультете в Московском педагогическом государственном университете. В прошлом году у нас был предмет "Культура отечественной и новейшей истории". После лекций я начал собственные поиски и завел тематическую группу в социальной сети "ВКонтакте" "MetroRetro", в которой делюсь найденной информацией.

- У вас есть любимые станции метрополитена?

– Одна из самых любимых – «Площадь революции». Мало кто знает, но скульптуры, до которых люди очень любят дотрагиваться на счастье - рабочие, крестьяне, солдаты и моряки, - там стоят не в хаотичном порядке, а в хронологическом - с 1917 по 1937 год. Вообще, приметы и легенды подстёгивают любопытство людей, они начинают изучать город, узнавать, где они живут. Это хорошо работает и для туристов, и, могу сказать как педагог, для детей. Аналогичную цель - вызвать интерес - преследует и мой проект.

На станции «Пушкинская» мне нравятся люстры. Они очень напоминают те, которые висели во дворцах в пушкинскую эпоху. «Кропоткинская» интересна тем, что на ней освещение идет снизу вверх. От этого зал выглядит большим и светлым. Во всех странах метро построено так, чтобы пассажиры не понимали, что находятся под огромной толщей земли. Вообще, изначально «Кропоткинская» строилась как один из залов «Дворца советов» – огромного здания, которое должно было появиться на месте Храма Христа Спасителя.

- Расскажите о своей лекции "Исчезнувшие Сталины".

- В этой лекции я собрал интересные факты, связанные с тем, как дестабилизация отражалась на искусстве метро. После развенчания культа личности Сталина на XX съезде упоминания о нем убирали отовсюду. На «Добрынинской» в эскалаторном вестибюле есть любопытная мозаика. На ней изображены люди, несущие портрет Юрия Гагарина. Если присмотреться, можно заметить, что мозаику перекладывали. Станция была открыта в 1950 году, в это время Гагарин ещё был подростком. Изначально там был Сталин.

– Сталина совсем убрали из метро?

– В переходе на станции «Парк Победы» есть новый рисунок, на нем изображён силуэт Сталина на небольшой монете. Но это совсем свежая работа.

– В чем, по вашему мнению, глобальное отличие московского метрополитена от метро других городов?

- Я бывал только в метрополитенах Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Мне кажется, без кольцевой линии наша подземка не могла бы работать. Благодаря «кольцу» она справляется с огромным потоком людей. В метро Петербурга есть торговые палатки на самих станциях. В московском метро это невозможно себе представить – поток пассажиров намного больше.

– Как вы относитесь к современным станциям, их дизайну?

– Современные станции очень яркие - «Румянцево», «Саларьево». Их не перепутаешь ни с чем. Дизайнеры предлагают стилистические решения, которые быстро реализуются и не похожи друг на друга. Такую станцию уже не проедешь, слушая плеер. Жду с нетерпением, когда откроются новые ветки, их проекты очень впечатляющие.

Вообще, минималистичные станции начали строить уже в 1970-х и даже 1960-х – взять ту же «Первомайскую», на которой я живу, или «Юго-Западную», где находится мой университет. Вся отделка этих станций – кафель.

– А о таких советских, «утилитарных» станциях вы какого мнения?

– Это было нужно. Москва расширялась, чтобы связать жителей новых спальных районов с центром, нужно было строить новые станции. Простые дизайны было быстрее всего воплотить. «Юго-Западная» появилась ещё до того, как был построен сам район.

- В то же время, многие воспринимают метро как музей архитектуры под землёй...

- В пределах кольцевой линии, какую станцию ни возьми – это история. Сюда можно приводить людей на экскурсии. На мозаиках «Комсомольской кольцевой» показана история Великой Отечественной войны. Эта станция должна была стать воротами в Москву для людей, которые приезжают с трех вокзалов. Оформление должно было продемонстрировать им величие советского народа, победившего фашизм.

– Откуда вы берете информацию о метро?

– Существует большое количество книг и путеводителей. Мне очень нравится путеводитель «Московское метро» 1974 года издания. Оттуда я беру фотографии для группы. Есть много документальных фильмов, они появились в 1930-х годах. Ну и, конечно, форумы о метро, на которых много энтузиастов делятся друг с другом своими находками. Мне очень нравится музей метро, который сейчас находится на станции «Выставочная».

- Расскажите о себе, других своих интересах.

- Я учусь на четвёртом курсе Московского педагогического государственного университета на педагога-историка. Проходил стажировку в Правительстве Москвы по направлению «журналистика», недавно я возглавлял пресс-службу Московского отделения российского студенческого спортивного союза. Сейчас руковожу волонтерским центром в своём университете, буду волонтером на Кубке конфедераций 2017 года и, надеюсь, на Чемпионате мира по футболу.

Новости СМИ2

Новости Финам

Новости партнеров

Чат прямого эфира на
главной Вечерки!

Новости СМИ2

Новости партнеров

Читайте нас в Яндекс.Новостях
Добавьте ленту «Вечерней Москвы» в свою личную и получайте актуальные новости столицы ежедневно