Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Анатолий Мукасей: Снимаю столицу пятьдесят лет

Развлечения
Анатолий Мукасей: Снимаю столицу пятьдесят лет
По словам Анатолия Мукасея, Москва мало менялась, все изменения начались с лужковского времени, при этом они были не слишком значительными / Фото: Владимир Песня/РИА Новости
Ровно полвека назад на экраны вышел фильм «Берегись автомобиля», кадры из которого невозможно перепутать ни с одной другой лентой. Мало кто задумывается над тем, что мы видим любое кино глазами оператора. Значит, Москву в этой картине, равно как и в лентах «По семейным обстоятельствам», «Большая перемена», «Виват, гардемарины!», мы видим глазами оператора Анатолия Мукасея. О работе и любимой профессии, старом и современном кино мы и говорили с Мастером.

Оператор Анатолий Мукасей снимает Москву с 1964 года. За пять десятилетий многое случилось в жизни города и страны. Об этих изменениях, которые всегда подмечает наблюдательный глаз кинооператора, наш обозреватель беседует с представителем одного из самых уважаемых и творческих цехов российского кинематографа.

Анатолий Михайлович, как изменилась визуально столица за это время с точки зрения оператора?

— Москва мало менялась, все изменения начались с лужковского времени, и то они были не слишком значительными. Меняется столица значительно лишь в последние годы, ее не узнать. Я люблю снимать в столице — наш город кинематографичен, разнообразен и красив. А тем более сейчас, когда появились замечательные дороги, построены нарядные дома, улицы стали ухоженными, широкими.

То есть изменения вам нравятся?

— Мне нравятся. На улицах— чистота, во дворах стали убирать снег, мусор. И потом освещен город замечательно, особенно в праздники. На Новый год вообще было чудо какое-то, просто праздник света.

А сколько фильмов за эти десятилетия вы снимали в столице?

— Много, картин пятнадцать где-то. «Берегись автомобиля», «Большую перемену», «По семейным обстоятельствам», «Не будите спящую собаку», снимал и на «Мосфильме», в его павильонах— это тоже ведь Москва. Снимал на улицах, в квартирах.

С раннего детства вам пришлось столкнуться с прелестью городских коммуналок. Какую картинку об этом периоде жизни хранит ваша операторская память?

— Наша огромная семья жила в конце сороковых — начале пятидесятых в Малаховке на кухне: папа с мамой, бабушка, племянница родителей, семья двоюродной сестры. Кухня зимой покрывалась льдом, и мы — человек девять — сидели в одеялах в промерзшей комнате. Удивительно, но отношения при такой скученности были замечательные. По кругу стояли диваны, какие-то лежанки. Так как на стенах был лед, их закрывали одеялами. В середине стоял круглый стол, мы, дети, крутились вокруг. Самой вкусной едой был черный хлеб, посыпанный сахарком.

Насколько трудно из сегодняшнего дня снимать ту Москву? И если бы вы снимали сегодня дворы вашего детства, то какими бы деталями их характеризовали?

— Снимать ее достаточно трудно. Среди игр послевоенной детворы любимой была такая— зимой прицепиться крючками за грузовую машину и ехать. Коньки были— снегурки, с закрученными вверх носами. Летом случались драки, стенка на стенку. Все было серьезно, но при этом— никаких увечий. Одно время мы жили на Песчаной улице, у нас был балкончик. И когда я выходил на него, то видел Ходынское поле, еще не застроенное. Там стояли самолеты, вертолеты. Стоял огромный Б-52, и нам говорили, что это самолет Василия Сталина. А во дворах неизменно присутствовали хоккейные коробки. Мы бегали с клюшками из проволоки и мячиками типа теннисного. Рядышком жил знаменитый футболист Дементьев, который с нами занимался. То есть мы были обихожены взрослыми. Я запомнил Дементьева и то, как он нами руководил. Это было счастье — идти на эти тренировки.

Яркая зарисовка. К этому периоду, видимо, относится тот первый момент, когда вы попали под магию изображения?

— Папа подарил мне фотоаппарат после войны. Я впервые сфотографировал ребят из класса, стал печатать фото. Восторгу не было предела, когда увидел, проступающие на бумаге знакомые лица. Выбежал во двор с мокрой карточкой, а она на глазах стала черной. Я плакал навзрыд. Вечером вернувшийся с работы отец объяснил, что нужно еще и отфиксировать фото. В тот день я понял, чем буду заниматься в жизни. Прошло много лет, но и сегодня считаю, что самая лучшая профессия — кинооператор.

Мне кажется, что и по Москве вы ходите иначе, чем обычные люди, подмечая приметы времени и выразительные объекты, которые могут пригодиться на съемках?

— Это естественно. Потому что операторы отбирают натуру, которая была бы изобразительно интересна и необычна. Такой натурой могут стать и московские улицы с бешеным движением. Вот, например, сцена погони в «Берегись автомобиля» снималась вообще в центре, в узнаваемом месте, на Садовом кольце. По меркам сегодняшних съемок это был сумасшедший дом.

Почему «сумасшедший дом»?

— Потому что и троллейбус, и машины, и Смоктуновский за рулем — все просто снималось по ходу, ничего специально не организовывалось. Единственное, что было организовано, это то, что за машиной Смоктуновского у нас ехало еще пять автомобилей, которые слегка задерживали поток. А остальное снято хроникально. Там есть кусочек, когда артист останавливается перед светофором: так вот мы просто выскочили из операторской машины, и пока светофор переключался, снимали на перекрестке крупные планы Иннокентия Михайловича. Это было не доезжая метров триста до «Маяковки». А потом снимался трюк в районе Лихова переулка с троллейбусом. За рулем сидела, естественно, не Ольга Аросева, а девушка-водитель из троллейбусного парка, которая трюк и делала: рога троллейбуса отскакивали, он лихо сворачивал в сторону Студии документальных фильмов. Многое в те годы снималось почти хроникально.

А вот интересно, где в нашем городе пили пиво, прогуливая уроки, герои фильма Евгения Леонова и Александра Збруева в «Большой перемене»?

— В районе Арбата. Мы старались отбирать натуру так, чтобы можно было в одной точке снять много сцен, сокращая время на переезды. Рядом, на набережной, снимались эпизоды прохода героини Светланы Крючковой с портфелем в школу. А все остальное — в Ярославле.

По какому принципу вообще вы выбирали съемочные площадки?

— Фильм «Не будите спящую собаку» почти весь снят в столице. Снимали в нынешнем здании Московской городской думы на лестнице. Рядом, в районе Большой Дмитровки, нашли выразительные дворы. В этих переулочках работать было удобно и интересно, потому что по сюжету там есть и детективные куски. А вот в эпизоде ленты «По семейным обстоятельствам» с машиной и милицией, где знакомятся герои Галины Польских и Евгения Евстигнеева, уже запечатлен район Университета. Потому что там автомобилей было в то время мало. Иногда определяющим моментом может, напротив, стать желание оживить кадр. В том же «Берегись автомобиля» Олег Ефремов подходит к гаражу на набережной на фоне моста через Москву-реку, где в это время проносится поезд метро. А в картине «Дайте жалобную книгу» запечатлена Солянка: Крючков выходит из министерства, на заднем плане — перекресток, автомобили мчатся в разные стороны. Это все вещи — очень живые.

И при этом вы старались, чтобы все выглядело еще и художественно? Чтобы были запоминающиеся архитектурные детали, работающие на эстетическую идею?

— Ну а как же! Для оператора детали важны. Вот «Дайте жалобную книгу» снимали во дворе Дома литераторов — там необычная решетка, здание периода модерн. И именно там ребята поют серенаду Голубкиной. Всегда ищешь, чтобы в кадре было что-то запоминающееся. В Москве на самом деле можно найти все. Поэтому, скажем, поиск натуры на историческом фильме начинается с похода в замечательную библиотеку «Мосфильма»: отсматриваются фотографии нужного исторического периода.

А если бы снимали Москву сегодняшнего времени, то где бы это происходило?

— Тут все зависит от сценария. Но вот если бы меня попросили снять документальный фильм о сегодняшней Москве, я, возможно, и не взялся бы — столько всего нового появилось, что и охватить сложно.

Хочу поинтересоваться вослед за известным персонажем: «Меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны... сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли горожане внутренне?

— И внутренне, и внешне. Современные москвичи очень отличаются от прежних. Во-первых, появилось очень много красивых девушек. Они и раньше были красивыми, но сегодня они стали так одеваться! Входишь в магазин, и можно любоваться не на украшения, которые лежат на витрине, а на девушек, которые их разглядывают. То же самое и на улицах! Когда едешь в метро, то видишь, что и там многое поменялось — очень много людей приезжих. Это заметно. Они всегда почему-то в черном, темном, особенно мужчины. Лица людей тоскливые. И все уткнулись в телефоны.

Вот она — примета времени. А раньше как было?

— Раньше все ездили с книгами, читали. А сейчас — с телефонами. Не читают, а играют. Или переписываются. Разница большая, лица изменились. И ощущение, что приезжих стало несравненно больше, чем москвичей.

Вы сняли вместе со Светланой Дружининой десять исторических фильмов из цикла «Тайны дворцовых переворотов», во время съемок жили практически в XVIII–XIX веках. Московские усадьбы, Кремль — какие сложности подкарауливают тут оператора?

— В Кремле снимать прекрасно. В картине про времена Анны Иоанновны единственной сложность был эпизод, снимавшийся в Грановитой палате, где лежат ковры колоссального размера. Тогда таких не было. Я пошел к замечательному коменданту Кремля Николаю Демину. Он мне ответил: «Толя, да не волнуйся, уберем». Я все думал: «Как они уберут?» А он позвал 70 солдат из кремлевского полка, ребята скрутили гигантские ковры за 5 минут сначала в одну сторону — мы сняли, потом в другую. Это я к тому, что отношение людей к нам со Светланой Дружининой — замечательное. Они знают, что мы делаем большое дело во имя России, во имя ее истории, и нам всегда все помогают. Поэтому и в усадьбы пускают. Самая потрясающая из них — Кусково, там все осталось в первозданном виде. Мы работаем аккуратно, в тапочках, кабели замотаны бинтами. Никогда нигде еще не навредили. Кроме того, мы показываем уникальные дворцы, которые были в XVIII веке. Светлана Сергеевна — просто герой, ее истории невыдуманные, они написаны по книгам Соловьева, охватывают период, начиная со смерти Петра I. Можно было бы дальше снимать, но беда в том, что финансирования нет. А ведь если эти фильмы показывать в школе, дети будут знать собственную историю гораздо лучше, нежели по книжкам: зрительный ряд впитывается мгновенно. Но никто этим заниматься не хочет.

Режиссеры, с которыми вы работали, всегда это понимали и трепетно относились к изображению.

— Мне везло на таких режиссеров. Изображение любят Сережа Соловьев, Никита Михалков. Очень трепетно к нему относился Ролан Быков, с которым я сделал четыре картины. Это было счастье. Светлана Сергеевна тоже любит изображение. Она иногда шумит на съемке, но, когда я снимаю женские портреты, меня никогда не трогает. Потому что понимает: актрисы должны быть красивыми на экране. Вообще все конфликты нашей семьи находятся исключительно в плоскости творчества и никогда в плоскости быта.

Вы не сказали еще, что профессия оператора чрезвычайно опасна.

— Наверное. В «Гардемаринах», например, все было связано с проскоками, приходилось снимать рядом с мчащимися лошадьми, а я их боюсь как огня. А однажды во время съемок с самолета я, привязанный тросом, с камерой выпал из открытой двери. Причем поскольку в тот момент снимал, то этого не заметил. Лишь почувствовал, что ветер усилился. Меня вынесло на тросе, а потом также внесло обратно. Хорошо помню бледное и перекошенное лицо Олега Борисова, который только и смог произнести: «Ну ты даешь!» Я видел сериал «Оттепель», где Евгений Цыганов сыграл оператора. Наверное, такие операторы тоже бывают. Но операторский цех в российском кино — самый дружный, сумевший сохранить традиции. Это особый клан, особые люди. Это очень тяжелый труд, физически в первую очередь, тяжелый. Операторы хорошо понимают, сколько нервов стоит какой-то кадр. В нашем клане все дружные, стараются друг другу помочь, никаких тайн нет. И зависти нет. Когда встречаемся, никогда никто про другого слова плохого не скажет.

Не могу не спросить: сейчас вышло немало фильмов про войну. Любите ли вы современные военные картины?

— У меня часто возникает ощущение какой-то неправды. Думаю, что тут дело в том, что в советское время военные картины делали люди воевавшие. Ордынский, Озеров изнутри это чувствовали и знали, как это происходит. А сейчас это снимается просто как некий художественный фильм. Вроде все правильно, и костюмы подобраны, и декорации хорошие. А веры нет. И лица совсем другие. Вспомните, чего стоило на экране лицо одного только Олялина? Вот ему я верил.

В вашей жизни есть кумиры артисты?

— Есть. Евстигнеев. Смоктуновский, Наташа Гундарева. Я говорю о тех, кого снимал. Тут отмечали 100-летие актера Евгения Лебедева, показывали нашу картину «Исполнение желаний». Вот там потрясающие — что Лебедев, что Коля Еремин, что Наташа Бондарчук! И абсолютно фантастический Кеша Смоктуновский. Я его снимал в нескольких фильмах, вот он гений. Эти артисты были еще и мощными личностями, думаю, именно поэтому их картины живут многие годы.

А что происходит с нашими добрыми и любимыми «Гардемаринами-1787»?

— Сценарий замечательный, написан давно. Народ фильм ждет, артисты работать хотят, освободили в рабочем графике время для съемок, а денег на питчинге (презентация кинопроекта с целью получения финансирования. — «ВМ») даже в Год российского кино нам не дали. Почему-то наше кино стояло при обсуждении в одном ряду с фильмами про вампиров. Хотя у меня ощущение, что этот исторический фильм несколько больше нужен нашей стране. Тем более что там события связаны с Крымом, с Суворовым, про которого никто ничего по большому счету не знает. Так что если мы в ближайшее время не получим деньги, значит их никогда не получим.

Нет ли у вас мысли снять документальное кино про ваших фантастических родителей, разведчиков-нелегалов, работавших в 70 странах мира?

— Если не получится с «Гардемаринами», будем снимать про них. Мои родители четверть века прожили за рубежом, практически не видели ни семью, ни детей. На родину приезжали не чаще чем раз в 3–4 года. И всего лишь на несколько дней. Они ради своей страны бросили все. А когда я папу однажды спросил: «Почему наш сосед по дому Рудольф Абель знаменит, а вы с мамой нет?», отец ответил: «В нашей профессии знаменитыми становятся те, кто проваливается». В их книге «Земфир и Эльза. Разведчики-нелегалы» — есть чисто человеческие истории, но там нет тех историй, которые я знаю с детства. Вот и хочу сделать документальное кино.

СПРАВКА

Анатолий Михайлович Мукасей (родился 26 июля 1938 года, Ленинград) — кинооператор, лауреат Государственной премии СССР. Народный артист России. Окончил ВГИК. Среди работ — «Чучело», «Берегись автомобиля», «Дульсинея Тобосская», «Виват, гардемарины», «Большая перемена» и др.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.