Старинный трамвай был беспощаден к изящным женским каблучкам
Мне разрешают залезть под сам трамвай — всю электронику там заменили во время реконструкции 1998 года, но вот элементы подвески, трубопроводы, тормозной механизм остались прежними. Из-за особенностей движения на улицах Москвы, узких, с большим количеством гужевых повозок и вечно спешащих студентов, попасть под трамвай было легко. Во избежание жертв вагоновожатый, видя впереди преграду, нажимал специальную педаль в полу, и на рельсы с грохотом падала «гребенка» — своеобразный совок, поднимавший упавшего наверх.
Забираюсь в кабину: все приборы управления трамвая находятся на большом расстоянии друг от друга. Чтобы позвонить в трамвайный звонок, нужно было что есть силы несколько раз нажать на грубую напольную педаль в рифленом деревянном полу. Останавливался и трогался трамвай резко — пассажиры рисковали отбить себе конечности о жесткие деревянные лавки, тонкие женские каблуки то и дело застревали между досок деревянного пола, а зимой и весной в трамвае было всегда грязно.
— Этот трамвай изготовлен на Сормовском вагоностроительном заводе. Трамвай назывался типа Ф (фонарный). Управлять им было совсем непросто, — рассказал «ВМ» Алексей Филиппов, рабочий подвижного состава депо им. Апакова. — Чтобы запустить такой трамвай, вагоновожатый должен был проделать больше 45 операций. Поэтому сиденья у водителя не было, он работал стоя.
Если начинался дождь, выручал одинокий «дворник» на стекле с ручным приводом.
— А вот один из первых трамваев «Татра» — модель Т2 1959 го да, — говорит сотрудник музея «Мосгортранса» Геннадий Нарыков. — У него комфортабельные отопители в салоне, мягкие сиденья и в два раза более эффективная тормозная система, чем у «безфонарного».
СПРАВКА
Традиционный парад трамваев 15 апреля начнет пробег колонны вагонов по центральным улицам города, а с 12:00 до 15:00 на Чистопрудном бульваре состоится основная часть торжества — выставка уникальных транспортных средств. В ней, к слову, примет участие и вагон «Ф» 1909 года выпуска.