Портал городских новостей

Алиса в стране Большого театра. Состоялась премьера фильма Валерия Тодоровского

10:46 18 апреля 2017 4066
Актриса Анна Исаева, режиссёр Валерий Тодоровский и актёры Маргарита Симонова и Андрей Сорокин (слева направо) перед премьерой фильма "Большой"

Актриса Анна Исаева, режиссёр Валерий Тодоровский и актёры Маргарита Симонова и Андрей Сорокин (слева направо) перед премьерой фильма "Большой"

Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости

17 апреля в Государственном Большом Театре России состоялась премьера художественного фильма Валерия Тодоровского "Большой". Это второй раз в истории, когда фильм демонстрируется в главном театре страны. Впервые это произошло 5 декабря 1925 года с шедевром Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин".

Пока рано говорить о достоинствах новой работы Валерия Тодоровского, но очевидно, что Алиса Фрейндлих сыграла одну из важных ролей в своей жизни. Алиса Бруновна приехала на премьеру из родного Санкт-Петербурга. Ее героиня - некогда прима-балерина Большого театра Галина Михайловна Белецкая - педагог-репетитор выпускного класса в Хореографическом Училище при Большом. Перед премьерой Валерий Тодоровский отверг какие-либо параллели с реальными личностями, заметив, что "его фильм - роман, где все герои - вымышлены". Но зрители неизбежно будут искать прототипы, и в этот список, в частности, включат великих балерин с их богатой любовной биографией.

Галина Белецкая была любовницей главы страны, и в фильме есть сцена ее визита в Кремль, когда педагог просит утвердить на роль принцессы Авроры в дипломный спектакль хореографического училища "Спящая красавица" свою лучшую ученицу Юлию Ольшанскую (Маргарита Симонова). На закономерный вопрос: "Могла ли такая беседа состояться в действительности?", режиссер Тодоровский ответил с долей политкорректности:

- Эта сцена включена в фильм для того, чтобы показать серьезное и пристальное отношение государства, власти к Большому театру. Оно было всегда.

Впрочем, политика на этом эпизоде заканчивается. Может быть, еще упоминание балета "Лебединое озеро" вызывает ассоциации с утром августовского путча 1991 года, когда на голубых экранах транслировали "Танец лебедей". После "Спящей красавицы" в фильме Тодоровского этот балет на сцене Большого танцуют выпускники хореографического училища, и за роль Одетты борются две подруги - Карина Курникова (Анна Исаева) и Юлия Ольшанская.

Время действия - условное. В картине упоминаются и современные балерины - Светлана Захарова и Ульяна Лопаткина, тем не менее, сказать, что действие происходит в наши дни, вряд ли возможно.

Большой театр представлен как константа, которая есть, была и будет независимо от строя, моды и эпохи. Правда, некоторые критики после премьеры заметили, что "точные по времени фильмы "Оттепель", "Стиляги", "Страна глухих" Тодоровскому удаются лучше, чем метафоричные картины, снятые в жанре романа. Так, "Оттепель" была чудесным сплетением реальности и вымысла. А в этой картине много правды, но и много откровенно смешного, нелепого и невозможного.

Трудно поверить, что выпускница хореографического училища училась восемь лет, а перед выпускным экзаменом по собственному желанию ушла, потому что ей надоело перевязывать "большую грудь". Но эта сцена настолько забавная, симпатичная, близкая простому зрителю, что без нее фильм утратил бы яркую краску. К тому же в 16 лет девушки часто совершают необдуманные поступки, которые связаны с влюбленностью, взрослением, гормональным взрывом.

Главная героиня Ольшанская, которую играет солистка Варшавского театра оперы и балета Маргарита Симонова, в отличие от своей подруги-конкурентки Карины - в ее роли тоже балерина и педагог из Москвы Анна Исаева, не отказывает себе ни в чем. Она так уверена в своем таланте, что позволяет себе перед экзаменом переспать с незнакомцем, в которого влюбляется с первого взгляда. И опоздать на экзамен, от которого зависит все ее будущее. Эту уверенность вселяла в нее героиня Алисы Фрейндлих, будучи в течение восьми лет не только репетитором, но и самым близким, родным человеком.

Ольшанская девятилетней девочкой сама приехала в Москву из маленького шахтерского городка. Ее талант первым обнаружил спившийся экс-танцовщик Большого театра Потоцкий, которого играет Александр Домогаров. Герой Домогарова, дошедший до постановщика стриптиза в Ночном клубе захудалого городишки, вызывает отвращение и ужас, и трудно было бы поверить, что сия метаморфоза могла произойти с солистом самого "Большого". Но зритель помнит об ужасах в Большом театре, происходивших в действительности, один из которых - покушение на руководителя Балетной труппы Сергея Филинова. Разумеется, эти трагедии - разного происхождения и степени, но человек, обливший серной кислотой лицо артиста, дошел до еще большего морального уродства, чем алкоголик Потоцкий.

Печальный факт с покушением на жизнь Сергея Филинова Валерий Тодоровский вспомнил на пресс-конференции в Большом театре накануне премьеры, потому что именно в то время у него возникла идея снять фильм "Большой". Генеральный директор Большого театра Владимир Урин пошел навстречу съемочной группе, предоставив все возможности для создания фильма. Владимир Георгиевич Урин, прочитав сценарий, понимал, что Тодоровский не будет снимать парадный фильм о Большом театре, и что некоторые негативные моменты в жизни как "Большого театра", так и нашей страны, в нем будут отражены. В фильме показано, что в наш век все продается и покупается, в том числе, главные роли, но при этом есть силы добра, справедливости, которые все расставляют на свои места, и на первые роли рано или с небольшим опозданиям выводят достойных.

В картине "Большой" эту созидательную силу представляет героиня Алисы Фрейндлих. Галина Белецкая отдала жизнь балету и умерла в балетном классе, сделав все, чтобы ее лучшая ученица танцевала "Лебединое озеро" на сцене Большого театра. И мы знаем, помним, представляем, что за образом героини Фрейндлих - великие русские балерины, которые воспитали плеяду танцовщиков: Галина Уланова, Марина Семенова, Марина Кондратьева. Наверняка, кто-то из них совершил прыжок с одной крыши Большого театра на соседнюю, как это сделали Галина Белецкая и ее ученица Юлия Ольшанская, но история об этом умалчивает. Известно, что самый высокий прыжок был у Галины Улановой. Так что может она вдохновила Валерия Тодоровского на создание этой картины?

Впрочем, Тодоровский отрицает влияние муз на создание фильма:

- Я - не балетоман и далеко от балета. Мне захотелось разобраться - что стоит за абсолютной чистой красотой танцовщиц, и на какие жертвы они идут ради своей мечты, - объяснил Валерий Тодоровский.
Валерий Петрович в фильме "Большой" показал несколько поколений артистов балета, и мораль, нравы каждого немногим отличаются. Да, это жесткая конкуренция, вечная соперничество, ежеминутная война, но и братство, и прощение, и перемирие, и жертвенность во имя танца.

В фильме играет выдающийся французский танцовщик и хореограф Николя Ле Риш. Николя танцевал на сцене Большого театра в балете Юрия Григоровича "Спартак". Все сцена с Большим театром снимали в Большом театре, а вот Хореографическое училище построили вдали от Москвы, чтобы не мешать обучению будущих звезд "Большого". В роли директора хореографического училища - народная артистка России Валентина Теличкина. Зритель впервые увидит любимую актрису в роли - властной, жесткой женщины - соперницы героини Алисы Фрейндлих. И откроет для себя другую Алису Фрейндлих. Кто-то скажет: "Неужели есть еще другая, неизвестная Фрейндлих?". "Большой" - с 11 мая в российском прокате.

Организации:

Новости СМИ2

Загрузка формы комментариев

РИА Новости

Новости Финам

Новости партнеров