Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Путь мастера. Владимир Ресин предлагает установить в столице памятник простому строителю

Все остальные
Путь мастера. Владимир Ресин предлагает установить в столице памятник простому строителю
Депутат Государственной думы, член комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству, советник патриарха Кирилла по строительству и куратор частной программы по возведению в Москве 200 новых храмов Владимир Ресин в редакции газеты «Вечерняя Москва» / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
В гостях у редакции «ВМ» побывал Владимир Ресин. Этот человек в представлениях не нуждается. Всю свою жизнь Владимир Иосифович посвятил Москве, занимая должности в правительстве города, заместителя мэра и даже исполняющего обязанности мэра Москвы осенью 2010 года. И сегодня депутат Государственной думы, советник мэра Москвы и советник патриарха Кирилла «держит руку на пульсе» и разбирается в столичной градостроительной специфике.

Перед встречей с Ресиным редакция подготовила особенно злободневные вопросы, которые так или иначе затрагивают практически каждого москвича. На вопросы, озвученные членами редколлегии нашей газеты, Владимир Иосифович отвечал откровенно и честно. И вообще, с самого начала беседа приняла теплый и непринужденный характер. Владимир Ресин объяснил почему.

— «ВМ» для меня — это больше, чем просто газета. Произошло ли это случайно либо же было задумано Богом, но мое детство, моя юность, молодые годы, годы зрелого человека и сегодняшний день связаны с газетой «Вечерняя Москва».

Первые газеты, которые у нас были дома в детстве, — это «Пионерская правда» и «Вечерняя Москва». Я любил заглянуть в «ВМ», особенно уже после пятого класса, потому что в ней всегда находил то, что интересно школьнику. Потом — работа на стройках. «Вечерняя Москва» сопровождала меня и в тот период. Многих главных редакторов я знал лично, особенно был близок с Индурским.

Да, за эти годы у газеты были и приливы, и отливы. Врагу не пожелаешь, что пришлось пережить коллективу газеты в 90-е, но при всех трудностях руководство Москвы всегда относилось к «ВМ» с любовью. Это я сказал к тому, что каждый мой приезд в вашу редакцию не просто служебный долг, это — личное удовольствие встречи с редколлегией газеты, которую я читаю с 10 лет, более 70 лет!

Сейчас тема номер один в столице — снос пятиэтажек. Будут ли привлекаться к программе частные компании? Если да — на каких условиях?

— Ну, жизнь сама продиктует эти условия. Время покажет. На сегодняшний день все начинается уже не с нуля. Все уже было. В свое время мы снесли более шести миллионов квадратных метров пятиэтажек первого этапа индустриального домостроения. Построили новое жилье, переселили 350 000 москвичей. Это была хорошая школа для того, что будет делаться сейчас. Тогда мы это реализовывали целиком на инвестиционной основе, потому что денег в бюджете не было. Принцип был «квартира на квартиру». И, в общем-то, в зависимости от места были разные условия. На каких-то территориях 70 процентов шло инвестору, а 30 — городу.

В других 50 на 50, где-то 40 на 60, где-то наоборот. Это дело экономического расчета и целесообразности. В этот раз на первые три года город нашел средства и будет исполнять программу за счет бюджета. Все проверят, проанализируют, будут найдены соответствующие схемы. А дальше, возможно, будет инвестиционная основа. Это будет разумно и правильно. Город подготовился к программе. Уже есть стартовые площадки и готовые жилые дома, куда можно переселять людей. Все делается и будет делаться на добровольной основе, с общественными обсуждениями. В первую очередь программа коснется домов в самом плохом состоянии.

Программа «Моя улица» продолжается в столице уже третий год, и она хорошо себя зарекомендовала. Как вы могли бы оценить результаты этой программы?

— Как москвич «со стажем», независимо от должностей, которые я занимал, пышных фраз я не люблю, но тут скажу — я восхищен! В свое время, когда мы сделали первую пешеходную улицу — Старый Арбат, все были в восторге и друг друга поздравляли. А если я сравню ту работу с тем, что делается сейчас, в какой-то мере тот результат был «потемкинской деревней». Мы сделали новое покрытие, коммуникации, фасад, но не входили во дворы, подъезды. Да, сделали новое освещение. Помню, приезжал Фидель Кастро, мы его водили по Арбату. Праздник был.

А сегодня — сотни улиц города благоустраиваются, все, что можно, прячется под землю, расширяются пешеходные части, перекладываются все коммуникации. Меняется покрытие, делается озеленение, малые формы, делаются фасады зданий. А в летнее время на улицу выводят общепит. Приведены в порядок парковки. Сделано много парков. Засияли набережные! Это не показуха, а планомерная работа, которая изменила облик центра города и продолжает его менять. И не только центра! Посмотрите на Никольскую, Тверскую! Я хорошо помню эту улицу, еще с деревьями. И они вернулись! Кроме благодарности, за такую работу ничего не скажешь. Главное, сами находят деньги, без помощи федерального бюджета.

Везде, где делают улицы, приводят в порядок цоколи домов, дворы, подъезды, убирают лишнюю рекламу. Другое дело, что теперь бюджет позволяет это делать. И эту работу надо продолжать. И если темпы сохранятся, через пять лет Москва сильно изменится. Мне нравится, что речь идет не о показушной работе на центральных улицах только для туристов, хотя и туристическая составляющая для города важна. В каждом округе есть своя программа. Для людей.

Городские власти начали программу по реновации промышленных зон. Как вы ее оцениваете?

— Всем нравится Московское центральное кольцо — МЦК. 100 лет назад эту дорогу делали специально для промышленных зон Москвы, где было все производство. За век все изменилось. Перестройка экономики привела к тому, что эти промзоны процентов на 60–70 перестали заниматься производством. Главной задачей было сделать из них городские кварталы, современные научные, деловые или спортивные кластеры. И в то же время город не может быть без рабочих мест. Поэтому сохранившуюся промышленность необходимо было модернизировать, чтобы там работали москвичи. И эта задача решается довольно успешно. Во-первых, МЦК позволило еще ярче высветить эти места. И с ней волей-неволей кое-где просто трущобы придется превращать в оазисы. И это делается.

Все эти гиганты: «Серп и Молот», «ЗИЛ», по ним уже сделана перепланировка, найден свой архитектурный облик. Идет комплексное строительство территорий. «ЗИЛ» украсит столицу, обеспечит ее жильем, культурой, рабочими местами, медициной. Как в свое время украсил город «Москва-Сити», украсит город и «ЗИЛ». Но при его строительстве будут учтены те инфраструктурные недостатки, которые были при строительстве «Сити». Там будет комфортно жить и работать, не надо будет лишний раз выезжать в центр. Снизится нагрузка на транспорт. Все промзоны перестраиваются комплексно, чтобы дать людям самодостаточные зоны, а не повторять спальные районы, которые, к сожалению, тогда были вынуждены строить.

Успевает ли столичная стройиндустрия за темпами жилья или мы полагаемся на помощь регионов?

— Прежде у нас были крупные железобетонные заводы, другая строительная промышленность. Сегодня ситуация изменилась. Металл, цемент, нерудные материалы — все они завозятся. И отделочные материалы тоже. В Москве есть свои деревообрабатывающие заводы и другие предприятия, которые работают на домостроительство. В начале 90-х мы только переходили на монолит, а сегодня более 50 процентов жилья строится индивидуальными методами. Город стал в 2,5 раза больше, многие предприятия Подмосковья уже находятся в пределах Большой Москвы. Столица обеспечена всем для выполнения программы. Москва повторно возвращается к собственному производству и материалам, у нас курс на импортозамещение. И то, что будет строиться сейчас, будет строиться из отечественных материалов.

Насколько востребованы иностранные строители у нас, а наши — в зарубежных проектах?

— Наших специалистов за рубежом работает немало, в том числе и на строительстве атомных станций, путепроводов, метро, других инфраструктурных объектов. А что касается тех, кто работает у нас, я скажу так: в советское время в Москве работало много людей со всего СССР, которых называли «лимитчиками». Потом многие стали москвичами, Героями Социалистического Труда. Какая разница, где ты родился? У строителей нет национальности. Сейчас приезжих строителей называют уже «гастарбайтерами».

Они приезжают, покупают патенты и работают. Сегодня их стало меньше — сказываются и экономические факторы. Наша главная задача — ориентироваться на своих. Учить и воспитывать жителей столичного и близлежащих регионов. Надо опять создавать технические училища, готовить квалифицированных рабочих. Парадокс: экономистов и юристов пруд пруди. А монтажника, толкового сварщика или слесаря днем с огнем не сыскать.

А зарплата у таких рабочих в среднем выше, чем у тех же юристов! В советское время квалифицированный рабочий пользовался большим почетом. Это надо возобновить обязательно. И потом, Москва всегда будет нуждаться в «свежей крови». Это естественно. И нет ничего плохого в том, что сюда приезжают жить и работать люди из других регионов — приезжают специалисты. Я сам родился в Минске. Большинство видных строителей — не москвичи по рождению. Ничего, это столица нашей Родины. И пусть никто не обижается, но на некоторые тяжелые работы москвичей и не загонишь.

Владимир Иосифович, программа «200 храмов» с успехом проводится по всей Москве. Храмы не похожи один на другой. К примеру, в Южном округе строится храм с уникальным кафельным иконостасом. Как в целом идет реализация программы?

— Программа состоялась, она продолжается. Уже в пределах Большой Москвы. Юг столицы, как и юго-запад, — один из «зачинщиков» программы. Здесь строили храмы еще до программы. Сегодня уже построено 56 храмов, около 120 малых храмов и часовен. Сегодня создано около 200 новых приходов, их количество в городе выросло более чем в два раза. А создание общины, которая сама потом будет строить храмы, — это основа! Главное — не недвижимость построить, а воссоздать духовность. Перед Пасхой мы объезжали храмы. Я был потрясен: десятки тысяч людей в очередях стояли у строящихся храмов на освящение куличей! Патриарх как раз посетил юг Москвы, там он освящал куличи. Увидел то же самое! Я не хочу громких слов, но эта программа — вечная! Нас не будет, а программа продолжится. Участки уже отведены, и их отвод продолжается. Главное — огромная воля и желание людей. Если раньше в храмы в основном приходили пожилые люди, то сейчас прихожане — люди всех возрастов. И стар, и млад…

Недавно в Отрадном заложили буддийский храм. Как вы относитесь к появлению культовых строений других религий?

— Я отношусь положительно. Бог един. Люди разных религий — наши горожане, имеют одинаковые права. Для нашего многонационального города все равны. Христиан, конечно, больше. Но и храмов православных строится больше. Люди сами собирают на это деньги. Также строятся и синагоги, и мы будем поддерживать их строительство. Я лично участвовал в возведении главной мечети, пяти синагог, других культовых сооружений. И город будет продолжать эту работу, если община соберет средства. В Отрадном действительно уже отведено место. Ведутся работы. Чаще всего проблема не в городе, он выделяет участки. А вот общинам не всегда удается собрать необходимые средства.

В Москве сейчас строится много новых памятников. Яркий пример — памятник князю Владимиру, который был признан лучшим памятником 2016 года. Кого обошли вниманием при этом строительстве?

— Каждый человек своей профессии назовет своего. Журналист — коллегу, писатель — собрата по перу. А я считаю, что сейчас сироты — строители. Есть памятники всем — поэтам, писателям, архитекторам, циркачам. А вот строителей обошли. Я имею в виду символ рабочего строителя. Нет его в Москве. А кто построил столицу? И сейчас, и века назад. Еду мимо Донского монастыря, разговорился с водителем. Стали выяснять, когда построили. Свято-Данилов монастырь в 1560-м. А Донской в 1590 году. Кто их построил? Строители! И очень достойно — сужу по своему кабинету, который расположен в резиденции патриарха.

Есть ли у вас любимый исторический персонаж?

— Я пришел к этому пониманию в зрелом возрасте. Огромный вклад в величие России сделал уже в ХХ веке Петр Аркадьевич Столыпин. Перед Первой мировой войной он поднял уровень развития нашей державы до высочайшей степени.

Журналисты, как и строители, национальности не имеют. Кадровая проблема есть и у нас. Есть разрыв в управлении между поколениями. Нам пришлось открыть свою школу юных корреспондентов. Тревожит ли вас этот разрыв или это обычное дело?

— Вы попали прямо в корень. К сожалению, мы в советское время, как его ни ругай, имели систему, которая, особенно до горбачевской перестройки, готовила сменяемость кадров. И от сильных людей приходила сильная смена. Начал мастером, закончил директором. Все эти «красные директора» — бывшие мастера. Не было такого, чтобы главой завода ставили людей из партии. Редчайшие случаи. Поэтому и на производстве были сильные руководители. Сегодня эта линия ослабла до предела. Все только считают деньги. А того совместителя технаря-организатора не стало. На этом мы много потеряли. Владельцы крупных производств сегодня — толковые и талантливые люди. Но они не прошли ту школу, которую проходили «красные директора». Я сам прошел путь от мастера до высших постов. И этот путь помогал мне всегда, помогает даже сейчас.

СПРАВКА

Владимир Иосифович Ресин родился 21 февраля 1936 года в Минске. Окончил Московский горный институт в 1958 году, заочную аспирантуру при кафедре «Строительство подземных сооружений и шахт» Горного института. Доктор экономических наук, профессор.

Работал горным мастером. С 1962 года — на различных должностях в Главмосинжстрое, в 1974–1987 — начальник Главмосинжстроя. В 1987–1988 — начальник Главмоспромстроя. С 1988 года — первый заместитель председателя, с 1989 по 1990 год — председатель Мосстройкомитета. Под его руководством велось строительство храма Христа Спасителя. С 2001 по 2011 год занимал должность первого заместителя мэра Москвы. Депутат Госдумы России VI и VII созывов. Советник патриарха Кирилла по строительству и куратор программы «200 храмов». Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней за выдающийся вклад в развитие строительного комплекса Москвы, ордена Александра Невского, двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена Почета. Женат, супруга — Марта Яковлевна Чадаева. Чета имеет дочь и внука.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Один из знаковых проектов, осуществляемых в столице под непосредственным руководством Владимира Ресина, — программа «200 храмов». Программа была задумана для того, чтобы обеспечить густонаселенные районы столицы храмами в шаговой доступности. Эта программа не затрагивает ЦАО, потому что там храмов достаточно для обеспечения нужд жителей округа. Датой начала программы считается 29 апреля 2011 года. Большинство храмов возводят в спальных районах, на местах разрушенных коммунистами церквей. По подсчетам экспертов, для достижения среднего показателя по России — 11,2 тысячи человек на один приход — всего в столице нужно построить 591 храм. Новые храмы возводятся по индивидуальным проектам. Стоит задача делать их более вместительными.

В ЗАВЕРШЕНИЕ ВСТРЕЧИ ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР "ВМ" АЛЕКСАНДР КУПРИЯНОВ ПОБЛАГОДАРИЛ ВЛАДИМИРА ИОСИФОВИЧА ЗА ОТВЕТЫ И ЗАВЕРИЛ РЕДАКЦИЯ НАВСЕГДА СОХРАНИТ ДРУЖБУ С ВЛАДИМИРОМ РЕСИНЫМ.  

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.