Жители пятиэтажек сами решат, войдет ли их дом в программу. Судьбу каждого здания определит мнение большинства
Митинги прошли в одиннадцати районах города. Где-то собрались жители домов, включенных в список для голосования: этих людей интересовало, как и где голосовать и что будет дальше. Жители других домов, не попавших в списки, наоборот, требовали своего участия в программе. Так или иначе, все вопросы крутились вокруг списков, голосование по которым начнется 15 мая и продлится до 15 июня.
— Самый часто задаваемый вопрос: «Что делать, если мнения жильцов разделились?» — говорит депутат столичного парламента Татьяна Батышева, которая пришла на митинг в районе Фили-Давыдково. — В этой ситуации могут помочь только сами горожане. Если большинство жителей за реновацию, так и будет. И никто — ни управа, ни Мосгордума — не может повлиять на их решение.
Какими бы ни были списки, окончательное решение остается за жильцами. В ходе голосования на портале «Активный гражданин» и центрах гос услуг «Мои документы» они решат судьбу своего дома.
Голосование стартует через четыре дня, но многие жители уже все решили. Семья Шурыгиных живет с четырьмя детьми в однокомнатной квартире. Старый дом в Южном Чертанове приносит молодой семье одни расстройства.
— В квартире мало места, детям даже поиграть негде, — жалуется Екатерина Шурыгина. — Торцевая стена сильно промерзает, в ванной повсюду грибок. Мы поддерживаем программу реновации и думаем использовать материнский капитал, чтобы получить квартиру побольше.
Такие дома, как у Шурыгиных, и вошли в список для голосования. «Старость» зданий, кстати, повлекла за собой волну слухов. На днях соцсети взорвались: в перечень внесли добротные, крепкие дома, имеющие культурную ценность. Но это не так.
В Мосгорнаследии рассказали, что в городе сохранят все 40 рабочих поселков двадцатыхтридцатых годов прошлого века. По словам руководителя Департамента культурного наследия Алексея Емельянова, в программу реновации не вошли порядка 300 уникальных жилых домов эпохи конструктивизма, представляющих историческую и культурную ценность.
Жители, чьи пятиэтажки были построены по индивидуальным проектам, тоже переживали. Как, например, Владимир Петров (по его просьбе фамилия изменена), который живет в доме номер 60, корпус 2, по Каширскому шоссе в Москворечье-Сабурове.
— Мой и соседние дома строились для работников предприятия атомной энергетики. Стены дома — метр в толщину, потолки высотой больше трех метров, — рассказал Владимир Семенович.
Жители «квартала атомщиков» были готовы почти единогласно высказаться против включения домов в программу, но их пятиэтажки и так не попали в списки.
— Мы благодарны столичным властям за то, что они не внесли наши дома в предварительный перечень, — отметил Петров. — После первой волны переселения будет время осмотреться и сделать выводы.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Константин Ремчуков, председатель общественной палаты Москвы:
— Жители нашего города являются важными субъектами проводимой политики. Поэтому для голосования используются надежные, вызывающие доверие инструменты — голосование онлайн или через центры госуслуг. Результаты будут открытыми, так как если голосование проходит тайно, возникает вопрос о возможных подтасовках. В данном случае система, при которой каждый житель дома знает, как проголосовали его соседи, может стать инструментом обеспечения прозрачности. Возможность проверить, правильно ли учтено мнение, тоже повысит доверие к результатам голосования.
Антон Палеев, депутат Мосгордумы:
— 10 мая я встречался с жителями Новой Москвы, поселения Кокошкино. Там самые проблемные дома. Помимо пяти этажек, включенных в список программы реновации, в этом поселении находятся двух- и трехэтажные дома, построенные 70–80 лет назад. Состояние их близко к критическому. Поэтому жители хотят, чтобы эти дома внесли в список. Процедура внесения дома в список программы следующая: если более 50 процентов проголосуют «за», то протокол направляется в местный муниципалитет. Скорее всего, в ближайшее время будет создан специальный орган, который будет определять временной приоритет выполнения программы реновации.