Главное
Истории
Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Полицейский с Петровки. При покупке подарков онлайн как не попасться мошенникам?

Украшения на окнах

Украшения на окнах

Новогодние витрины

Новогодние витрины

Год змеи

Год змеи

Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

«Золушке» исполнилось 70 лет

Развлечения
Сколько бы фильмов не снимали о милой героине старой французской сказки потом, Янина Жеймо останется создательницей одного из самых очаровательных ее образов
Сколько бы фильмов не снимали о милой героине старой французской сказки потом, Янина Жеймо останется создательницей одного из самых очаровательных ее образов / Кадр из фильма «Золушка»
В это трудно поверить, но факт остается фактом: великому фильму Надежды Кошеверовой 16 мая – 70 лет.

Как можно было снять эту дивную сказку, да еще с таким реквизитом, в совершенно голодной, обессиленной войной стране? Но это было сделано. Потрясающая сказка Кошеверовой стала хитом, заняла в прокате четвертое место, но главное – она полюбилась настолько, что бьет рекорды по долгожительству без малейших признаков старения.

В «Золушке» сошлось все – и великолепный сценарий, написанный Евгением Шварцем, и исключительное мастерство режиссеров Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро, и подбор актеров, стоивший, правда, Кошеверовой изрядных нервов.

По прошествии многих лет черно-белый фильм был восстановлен – сначала в 1967 году на «Мосфильме», потом, почти через двадцать лет, над ним потрудились мастера киностудии имени Горького. Последнее перерождение «Золушки» случилось в 2009 году, когда по заказу Первого канала его колоризировали – то есть, выражаясь по-простому, «покрасили». Теперь тщательно хранятся две копии ленты – черно-белая и цветная. Так фильм обрел вторую молодость. А теперь – потрясает юбилеем.

Кто не смотрел «Золушку»? Наверное, таких людей просто нет. И сколько бы фильмов не снимали о милой героине старой французской сказки потом, Янина Жеймо останется создательницей одного из самых очаровательных ее образов. Спасибо за этот гениальный выбор нужно говорить, конечно, Кошеверовой. И про нее нужно сказать отдельно.

Женщина-режиссер – это всегда вызов. Так уж повелось. Еще в ту пору, когда о «гендерных предпочтениях» мы и не слышали, женщины, занимавшиеся кино, всегда вызывали «напряжение». Однако всегда добивались исключительных результатов. Боюсь забыть кого-то, но назову хотя бы несколько имен – Лариса Шепитько, Татьяна Лиознова, Кира Муратова – потрясающие мастера, ставшие легендами при жизни, - «положили на лопатки» своими фильмами многих мужчин-коллег. Алла Сурикова и Светлана Дружинина вошли в историю кино своими работами, не просто встав рядом с мужчинами, а многих переплюнув – легкостью и глубиной, образностью и смелостью. Надежда Кошеверова была одной из первых…

«Хрустальная туфелька» из кинофильма режиссеров Н.Кошеверовой и М.Шапиро «Золушка» представлена на выставке «Ленфильм»: по ту сторону экрана», приуроченной к 90-летию киностудии «Ленфильм», в Государственном музее истории Санкт-Петербурга «Хрустальная туфелька» из кинофильма режиссеров Н.Кошеверовой и М.Шапиро «Золушка» представлена на выставке «Ленфильм»: по ту сторону экрана», приуроченной к 90-летию киностудии «Ленфильм», в Государственном музее истории Санкт-Петербурга / Фото: Вадим Жернов/ТАСС

Увы, первая снятая ею картина – экранизация рассказа Горького – не сохранилась. Она снимала ее в страшном 1937 году. Это для Кошеверовой, уже довольно опытной, была первая самостоятельная «проба пера». Не нее начали коситься – молодая дама явно проявляла себя, а это, повторюсь, с учетом пола казалось странным. Кошеверова начала воспитывать в себе «мужской характер». О ее предельной или даже запредельной требовательности на съемках ползли слухи. Она была жестка на площадке, но поэтому добивалась успехов. Снятая ей комедия «Аринка» собрала в 1940-м году 23 миллиона зрителей. И тогда она сняла фильм «Галя» - о советско-финской войне. Картина легла на полку. Кошеверова страшно переживала, и внутренне именно тогда решила перенастроить себя с кино для взрослых на кино для детей. Она прекрасно понимала, что языком метафор, образами сказки можно сказать куда больше, чем кажется… Работая над фильмом «Черевички» по опере Чайковского, она познакомилась с Михаилом Шапиро. И они стали фантастическим режиссерским дуэтом, который в годы войны трудился над созданием картин в эвакуации – далекой Алма-Ате.

Когда война кончилась, мысль о фильмах-сказках не оставила Надежду Кошеверову. Правда, в этой нише уже работали такие мастера, как Александр Роу и Александр Птушко. Им было непросто: Роу, например, обвиняли в легковесности его трактовки сказки «По щучьему велению», он был вынужден добавлять в последующие картины патетику, и даже успех «Кощея Бессмертного» не дал ему свободы – например, «Царя Водокрута» Шварца ему снимать было запрещено, и он снял фильм по этому сценарию только много позже, назвав его «Марьей-искусницей». А Птушко, хоть и стал триумфатором Каннского фестиваля со своим изумительным «Каменным цветком», получал настоятельные рекомендации быть поближе к народу и сказки тоже не трогать…

Но «Золушка» - «проскочила»! В ледяном коридоре «Ленфильма», вернувшегося «домой» после эвакуации, Кошеверова встречала тех, кого очень давно не видела, слышала печальные извести о том, что не обошлось без потерь… Крошечная, точно Дюймовочка, с огромными глазами Янина Жеймо тронула ее за рукав – они были знакомы до войны. Жеймо была в депрессии – у нее разрушилась семья. Предательство мужа она пережить не могла и поделилась болью с Кошеверовой. «Мы должны снять с тобой «Золушку»! – трясла она Жеймо за плечи. И кинулась к Шварцу – уговаривать его писать сценарий…

Золушке должно было быть 16 лет. Жеймо было без малого сорок. «Вы с ума сошли?» - спрашивали Кошеверову. Та трясла головой – нет. Просто лучше ее никто не сыграет Золушке должно было быть 16 лет. Жеймо было без малого сорок. «Вы с ума сошли?» - спрашивали Кошеверову. Та трясла головой – нет. Просто лучше ее никто не сыграет / Кадр из фильма «Золушка»

Золушке должно было быть 16 лет. Жеймо было без малого сорок. «Вы с ума сошли?» - спрашивали Кошеверову. Та трясла головой – нет. Просто лучше ее никто не сыграет. Едва ли не каждый день к ней на пробы присылали юных актрис и балерин. Кошеверова уперлась. Наконец, все со вздохом согласились. Алексею Консовскому (Принцу) тоже было за тридцать, а отцу Золушки – Василию Меркурьеву – чуть больше сорока, он был старше «дочки» всего на пять лет… И вскоре в сказке начали оживать ее уникальные персонажи – потрясающий Король (Эраст Гарин), Принц, прелестный Паж… До этого в советском кино, к слову говоря, не случалось положительных героев – из числа королей и принцев…

После «Золушки» Кошеверовой не давали снимать сказки долгих пятнадцать лет После «Золушки» Кошеверовой не давали снимать сказки долгих пятнадцать лет / Кадр из фильма «Золушка»

Муж Кошеверовой, художник Николай Акимов, произвел в фильме свою «революцию». Фантастическое оформление фильма – это тоже была новинка… (Вторым мужем ее был оператор-постановщик Андрей Москвин.)

После «Золушки» Кошеверовой не давали снимать сказки долгих пятнадцать лет. Через семь лет после своего знаменитого фильма она сняла еще один киношедевр – «Укротительницу тигров» с Людмилой Касаткиной. Она снимала и другие прекрасные фильмы, пока не случился казус именно со сказочной картиной – «Каин XVIII». Сказка-памфлет содержала откровенные намеки на политические реалии страны, но запретили ее вовсе не поэтому. Хрущев на просмотре картины заснул, так что сатира Эрдмана и Шварца его не задела, но зато очень напряг момент, в котором молодые люди переодеваются в женскую одежду, чтобы таким образом проникнуть в покои прекрасной принцессы. Обматерив всесильного министра культуры Фурцеву, Никита Сергеевич возопил, что нечего поддерживать всяких… Ну как бы это сказать… Хм… Людей с сомнительными сексуальными пристрастиями, вот! И «Каин» фактически был похоронен.

«Хрустальная туфелька» из кинофильма режиссеров Н.Кошеверовой и М.Шапиро «Золушка» представлена на выставке «Ленфильм»: по ту сторону экрана», приуроченной к 90-летию киностудии «Ленфильм», в Государственном музее истории Санкт-Петербурга «Хрустальная туфелька» из кинофильма режиссеров Н.Кошеверовой и М.Шапиро «Золушка» представлена на выставке «Ленфильм»: по ту сторону экрана», приуроченной к 90-летию киностудии «Ленфильм», в Государственном музее истории Санкт-Петербурга / Фото: Вадим Жернов/ТАСС

Все прошло, прошло и это. Кошеверова успела снять «Старую, старую сказку», «Тень», «Царевича Прошу», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Соловья» и «Ослиную шкуру». Последней ее работой стал фильм «Сказка про влюбленного маляра», над которым она работала в 1987 году. Через два года ее не стало. Похоронена она в Комарово под Санкт-Петербургом – там, куда призывал когда-то ехать «на недельку, до второго» Игорь Скляр.

А «Золушка» - не стареет и заставляет помнить о своей великолепной создательнице. Великий фильм великого режиссера…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Золушка». Как покрасили старую сказку

Утро 7 января Первый канал начнет с показа «Золушки» - покрашенной версии знаменитого фильма Надежды Кошеверовой (включайте телевизор в 10:15).

Рассказывать о фильме, с которого у каждого из нас начиналось детство, не имеет смысла – встреча с прелестной Яниной Жеймо, Алексеем Консовским, Василием Меркурьевым всегда прекрасна. Но отношение к «крашеной» версии не у всех однозначно. Как же это было сделано и зачем?(далее..)

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.