Арбату возвращают голос. Уличные музыканты получили официальные площадки для концертов
Два года назад музыканты исчезли с Арбата, чтобы вновь вернуться. Но уже в новом качестве. Городские власти запустили три проекта для уличных артистов: «Музыка в метро», «Музыка в парках» и «Уличный музыкант». Последний стартовал в ноябре прошлого года в качестве эксперимента, столичные артисты три месяца выступали на 14 площадках. На прошлой неделе пилотный проект «Уличный музыкант» признали успешным на заседании комиссии в Мосгордуме.
О возвращении артистов на Арбат рассказал председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям народный артист России Евгений Герасимов.
— Была проделана большая работа. Я сам активно выступал за то, чтобы на Арбате снова были художники и музыканты, — пояснил Герасимов. — Но артист должен иметь определенный уровень профессионализма — на Арбате не может быть халтуры.
Еще одна проблема — отношение самих жителей к этим концертам. Горожане не хотели, чтобы шумели под их окнами. Но власти нашли компромисс: они организовали площадки на Арбате для официальных музыкантов. Новые места больше не вызывали негодования москвичей — они были согласованы с жителями близлежащих домов.
— Сейчас на Арбате есть три места для выступлений, — поделился глава муниципального округа Арбат Евгений Бабенко. — Как только на улицах города потеплеет, их станет больше. Проблема в том, что не все хотят принимать участие в проекте. Некоторые музыканты приходят без заявки, им нужно заработать деньги здесь и сейчас. Мы пытаемся с этим бороться, вызываем полицию.
Бабенко предложил также обратить внимание на соседнюю улицу — Новый Арбат.
— Мы не против музыки. Для артистов есть прекрасное место — Новый Арбат, — отметил Бабенко. — У станции «Арбатская» разогнали «шанхай», появилась прекрасная площадка. Почему бы и там не выступать? Чтобы дать легальный концерт на одной из 14 уличных площадок, артист должен зарегистрироваться на сайте и выбрать время и место выступления. В то же время в проекте нет таких жестких ограничений, как в «Музыке в метро» — ему достаточно прийти на площадку и начать выступать.
— Естественно, музыканты при этом должны быть одеты опрятно, — подчеркнула куратор проекта «Уличные музыканты» Московского продюсерского центра Гранислава Артемьева. — Участникам фестиваля запрещается использовать ненормативную лексику, распивать алкоголь, употреблять запрещенные препараты, а также курить.
В случае нарушения правил выступления музыкант попадает в черный список и больше не сможет выступать на городских площадках.
— С моей точки зрения, музыка добавляет колорита, Арбат должен жить! — заявил Герасимов. — В итоге эти три площадки заработали. Комиссия единодушно поддержала проект, он будет постоянным.
Экс-глава Ассоциации уличных музыкантов композитор Сергей Садов отметил, что для игры на улице музыкантам требуются усилители, которые запрещается использовать во время концерта.
— Я участвую во всех городских музыкальных проектах. Если говорить об уличном выступлении, то без подзвучки меня не будет слышно. В то же время музыкант не должен нарушать шумовые правила, — заметил Садов. — Думаю, стоит обратить внимание на проект «Музыка в метро». Он очень удобный и простой.
Его поддержал и уличный музыкант Тоби. Он уверен, что если организаторы воспользуются опытом проекта подземки, то «Уличный музыкант» станет успешным. Садов также напомнил, что коррупция в улично-музыкальной сфере будет процветать, пока площадки не начнут администрировать.
— Взять, например, переходы. Музыканты платят взятки за то, чтобы там выступать. На местах растет коррупция. Мы все равно будем выступать, но лучше делать это цивилизованно, — отметил Садов.
Музыкант предложил найти широкие переходы, где выступающий артист не помешает пассажиропотоку. Участники круглого стола также вспомнили, на каком основании задерживают и штрафуют музыкантов. Сегодня за неофициальные концерты они привлекаются к ответственности как за несанкционированную торговлю или митинг.
— Городу надо решать этот вопрос другими методами. Музыкант не имеет отношения ни к торговле, ни к политике, — заключил Садов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Петров, директор московского продюсерского центра:
— Запуск проекта «Уличный музыкант» выявил потребности как артистов, так и жителей Москвы. Музыканты хотят больше точек для выступлений, а столичные зрители — знать, где и когда выступают городские таланты. Расширение географии проекта и создание открытого календаря на портале mos.ru решат эти вопросы в пользу аудитории фестиваля «Уличный музыкант». Вокалисты и инструменталисты на улицах — только часть городского искусства. Речь идет не о расширении проекта, а о творческом оформлении столицы с привлечением театров, артистов перформативного искусства и литераторов. Возможно, за проектом «Уличный музыкант» стоит еще больший проект.