Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Пришла пора отказываться от узкой специализации

Все остальные
Пришла пора отказываться от узкой специализации
День открытых дверей на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ. Будущая абитуриентка Алина Хорошилова, как и тысячи ее сверстников, решила узнать о месте будущей учебы из первых уст / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»
По данным опроса выпускников московских школ, 61 процент из них уже знает, кем будет работать через несколько лет. Какие профессии в приоритете у молодежи? Этой теме был посвящен круглый стол в редакции «ВМ».

В студии сетевого вещания «ВМ» эксперты обсуждали, кем видят себя выпускники в будущем, какими критериями руководствуются в выборе вуза, а также другие вопросы, связанные с определением их дальнейшего жизненного пути.

В НАЧАЛЕ СТА ДОРОГ

Как выяснилось, часто даже профиль школы не означает, что выпускник пойдет исключительно по стезе, заданной годами учебы в ней.

— Если брать статистику за последние два года, — рассказал директор лицея № 1502 при МЭИ Владимир Чудов, — то 100 процентов наших детей поступают на бюджет в лучшие вузы Москвы. Школа у нас протехническая, инженерная, профилей много, включая гуманитарный, но 72 процента выпускников (а выпуск — это 300 человек) выбирают МАИ, Бауманку, МФТИ, МИФИ, то есть хорошие вузы технической и естественно-научной направленности. 15 процентов идут на финансы и экономику (иногда задаю себе вопрос, что их туда тянет, и не нахожу ответа) — в ВШЭ, Плехановку и много куда еще. Медицине посвящают себя 3–4 процента, педагогике — 2 процента. Поступают и на творческие специальности, и на военные, и на юридические… В общей сложности ежегодно дети выбирают около 40 московских вузов, а вот за границу их не тянет, хотя у нас есть очень интересные программы, например, с Германией. Но и родители, и выпускники считают, что по крайней мере бакалавриат лучше получать на родине.

У Ирины Судибор, директора технологического колледжа № 24, статистика несколько иная:

— Совсем недавно мы участвовали в общегородском профориентационном мероприятии «100 дорог — одна твоя» — каждую субботу в течение месяца проводили дни открытых дверей… Как показала статистика, наибольшим успехом у ребят пользовались, так сказать, практические специальности. Например, моделирование и технология швейных изделий, мастерство визажа, работа с информационными системами, по-прежнему очень популярны парикмахерское дело (конкурс доходит до 10 человек на место), строительство и архитектура, общепит, гостиничный сервис, дизайн, то есть то, что сейчас востребовано в Москве и дает возможность студентам уже в ходе обучения устраиваться на работу и трудиться по получаемым профессиям. Спрос на эти направления большой, самый низкий проходной балл у нас в прошлом году был 4,2. Могу сказать, что наши с первых дней начинают искать себя в профессии и очень скоро уже зарабатывают на фрилансе, чего не могут в большинстве своем вузовские студенты 1–2-х курсов.

Своеобразный Рубикон предстоит перейти в мае и 9-классникам. Что выбрать — продолжить идти школьным курсом или уйти в колледж ради реальной профессии на руках (которая, если что, прокормит), — этот вопрос решают сейчас многие дети и их родители.

Светлана Брюховецкая, проректор Финансового университета при правительстве РФ, попыталась немного облегчить им муки выбора:

— Не стоит забывать, что структура любого общества в принципе всегда одинакова. В нем всегда есть часть творческих людей вроде художников или музыкантов. Есть часть, склонная к точным наукам, мыслительной деятельности, исследованиям. Есть те, кто любит писать или говорить. И есть люди, склонные к рабочим, прикладным профессиям. Мне кажется, колледж для них — идеальный вариант. А людям, которые способны увидеть какие-то тенденции, стратегии, принять руководящее решение, лучше идти в вуз, чтобы получить концептуальное образование и воспитание, приобрести основу научных знаний в самых разных областях. Неслучайно в любом вузе есть такая дисциплина, как философия — наука о жизни и о том, как та развивается. Но значит ли это, что креативным заказан колледж? Конечно, нет. Особенно сейчас, когда идет повсеместная роботизация, когда часть рабочих профессий начинают выполнять машины и возникает потребность в мыслящих кадрах, способных на изобретательство и рационализаторство.

МЕДИК — ЭТО НАВСЕГДА

Есть, впрочем, и более тернистый путь, напомнила Светлана Брюховецкая:

— У нас вуз очень большой, в его структуре действуют 14 московских и региональных колледжей. И в последние годы мы наблюдаем серьезный наплыв в эти колледжи ребят с очень высокими баллами по аттестату. Причем порядка половины из них, отучившись, идут дальше в вуз.

Виктор Мартынов, ректор РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, назвал студентов, пришедших в институт из колледжа, золотым фондом вуза:

— Их не очень много, но они задают определенный тон в студенческой среде, так как уже имеют опыт работы по профессии. Этих ребят, кстати, очень активно разбирают потом производственники на практику. Им тяжелее даются общеобразовательные предметы, но зато на старших курсах они показывают, на что способны, очень хорошо.

По словам Мартынова, российские выпускники часто не всегда правильно понимают, какую профессию выбрать, просто в силу возраста.

— На Западе в вузы поступают более взрослые люди, а нашим не хватает зрелости, — отмечает Виктор Мартынов. — Примерно 30 процентов студентов РГУ не доходят до последнего курса, причем не только из-за того, что у нас тяжело учиться, но и из-за отсутствия мотивации на очень тяжелый и длительный труд вдалеке от Москвы, который предъявляет крайне высокие требования к квалификации. Потому что часто это Арктика, это шельф, морская буровая платформа, на которой работает всего 100 человек, и схалтурить или переложить на кого-то свои обязанности там просто нельзя.

Елена Михайлова, директор по исследованиям ВЦИОМа, напомнила, что часто на выбор и мотивацию ребенка влияют родители, которые, по последним опросам, предпочли бы видеть своих детей врачами:

— Эта профессия — лидер рейтинга самых желанных профессий, за нее проголосовали 35 процентов родителей. Причем по сравнению с 2005 годом, когда мы проводили такой же опрос, их число выросло почти втрое. Схожая картина с профессией военного. В 2005 году лишь 4 процента родителей хотели своим детям такой доли, сегодня — уже 13 процентов (второе место в рейтинге). Третью строчку занимают адвокаты.

От себя добавим, что, по данным аналитиков портала Работа@Mail.Ru, сейчас в РФ наблюдается переизбыток юристов, психологов и дизайнеров, а вот врачей (как, впрочем, инженеров и агрономов) действительно не хватает. Причем, добавляет Росстат, именно врачи реже всего уходят трудиться в какието иные сферы — почти 97 процентов медиков остаются таковыми навсегда. Вторыми по постоянству являются IT-специалисты и энергетики. В целом же примерно половина всех выпускников колледжей и вузов работают не по специальности.

НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ

Светлана Брюховецкая считает, что родителям надо умерить свой пыл:

— Мы пришли к выводу, что начинать профориентацию надо уже с 6–7-го класса. Потому что основная проблема состоит в том, что дети, поступая в вуз по решению родителей, не понимают, зачем им эта профессия. Большая зарплата, интересная работа, связи, перспективы — это все пустой звук, если они сами не «пощупали» эту профессию и не ощутили к ней интерес. Я недавно была с делегацией преподавателей в новосибирском лицее. Пришли на занятия по профориентации. Одни ребята варят мыло, другие собирают робота, третьи распечатывают что-то на 3D-принтере… И везде была одна и та же реакция: мы пришли, они повернулись к нам, ответили что-то быстро на вопрос, отвернулись и тут же продолжили свою работу. Им было настолько интересно, что они не обращали никакого внимания на высоких гостей. Вот этот интерес и надо искать в детях.

А вот Юлия Шиморина, и.о. директора Центра психологической поддержки и профориентации населения столичного региона МГПУ, считает, что родители стали меньше влиять на выбор детей:

— Зато увеличилось влияние учителей, интернета и соцсетей. Что касается конкретного выбора, то очень востребованными стали педагогические профессии, переполнен Институт иностранных языков, который входит в состав нашего университета, крайне популярна у абитуриентов логопедия…

— Моих больше интересуют лазерная технология, интернет вещей и химанализ, — сообщил Владимир Чудов. — Причем дети уже очень много чего знают. Главное — предложить им современные компетенции, свежие технологии, и дальше при наличии мотивации они могут очень интересно развиваться. Мир изменился. Современная московская школа — это уже не кусок мела и исцарапанная доска. У детей сейчас образуется мощное предпрофессиональное пространство — конференции, международные соревнования молодых профессионалов, масса других вещей. Вузам нужно лишь подхватить это, не растерять и развить.

Причем, по мнению Виктора Мартынова, делать это надо крайне быстро:

— Прогресс не стоит на месте. За 5–7 лет обучения некоторые востребованные сейчас профессии могут просто исчезнуть, и те образовательные программы, которые мы сегодня считаем лучшими, завтра могут стать негодными. А значит, нужно возвращать в образование некий энциклопедизм, уходить от узкой специализации... Например, мы в университете запустили программу дополнительного образования. Она называется «Компетенция поколения Z: карьерный конструктор» — это некая горизонтальная надстройка, дающая студенту как можно больше знаний, причем он сам «собирает» себе этот карьерный конструктор. Мне кажется, учить качественно и максимально широко — это сейчас более правильно, чем придумывать новые профессии и объявлять на них набор. Мы все равно не угадаем, что будет востребовано завтра.

ЦИТАТА

Лидия Гинзбург, российский литературовед:

Жить без профессии нельзя. Работа должна быть поднята если не до пафоса, то хоть до профессии, иначе она раздавит бездушностью. Можно халтурить попутно, но жить халтурно нестерпимо.

ЦИФРА

90 000 московских школьников сдают в этом году ЕГЭ в основной экзаменационный период (29 мая — 29 июня), из них 54 401 — это выпускники текущего года. Досрочно решили отписывать ЕГЭ 4651 человек.  

ЕСТЬ МНЕНИЯ

ЗА

Самый последний «последний звонок»

Колонка обозревателя "ВМ" Екатерины Рощиной

Наверное, это решение - отменить "последний звонок" как феерический праздник - назревало давно. Потому что из праздника с колокольчиками и первой сиренью для любимой Марь-Иванны день "последнего звонка" давно уже превратился в день тотального опустошения родительского кошелька и битвы амбиций (далее...)

ПРОТИВ

Чем пышнее, тем памятнее

Колонка психолога Натальи Семеновой

Вполне понятно желание родителей сэкономить хоть на чем-то: в экономическом плане времена сейчас не самые простые. К тому же после выпускных экзаменов будет еще и выпускной вечер — снова траты. И все-таки хотелось бы сказать несколько слов в поддержку красочного празднования последнего звонка (далее...)

Эксклюзивы
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.