Где купить дешевый сахар?
[b]Зашла я за покупками в магазин «Рамстор». И по пути, и есть практически все необходимое.Хожу себе, выбираю овощи, думаю о своем. Неподалеку – отдел с сахаром и крупами. К мешкам с сахаром подошла бабулька.– А где скидки?! Вы обещали, что будут скидки на сахар!– Бабушка, успокойтесь, нет пока скидок. Вы уже третий день к нам приходите…– Да, прихожу, мне сахар нужен. Вы обещали! Где дешевый сахар?![/b]Кому нужен «золотой» батон? Ясно, что многие москвичи не в состоянии покупать продукты втридорога в супермаркетах или ездить на другой конец города за более дешевыми. Поэтому в Москве начали внедрять в жизнь программу по развитию так называемых социальных магазинов.По оценкам специалистов, только центру столицы требуется дополнительно 400 продуктовых магазинов. Однако, увы: торговать хлебом-молоком здесь невыгодно, иначе на месте булочных и гастрономов не появились бы ювелирные салоны и дорогие бутики. А в Центральном округе, между прочим, живет больше 200 тысяч пенсионеров.– Извините, не знаете, где социальный магазин?– Да я не знаю, где обычный! У нас поблизости только супермаркет. Правда, не жалуюсь. Выбор там огромный, а цены – как и везде.Мое упорство, граничащее с настырностью, никак не давало желаемых результатов: где находятся социальные магазины, не знал никто из опрошенных мною москвичей. Поэтому пришлось откопать пару-тройку адресов во всезнающем Интернете. Тем более, что таких магазинов должно быть много: по словам [b]префекта ЦАО Сергея БАЙДАКОВА[/b], к концу 2005 года в центре их собираются открыть как минимум 150.– По нашему заказу институт Генплана Москвы разработал схему размещения продовольственных магазинов, – сказал префект. – Цены на основные продукты в них должны быть ниже на 10–15 процентов, чем в среднем по городу, а ветераны и инвалиды войны имеют еще и дополнительную 10-процентную скидку. Конечно, мы и рады бы открывать недорогие сетевые супермаркеты – им легче поддерживать низкие цены, да и ассортимент больше. Но из-за того, что свободных площадей мало, приходится торговать продуктами и в подвалах, и даже в бывших коммуналках – недавно, например, такой магазин открыли на Тверской-Ямской...До сих пор основной проблемой была астрономическая стоимость земли в центре Москвы, которую арендаторы торговых площадей неминуемо закладывали в стоимость товаров. Чтобы пакет молока и батон хлеба, купленные в районе Тверской или Остоженки, перестали быть «золотыми», городские власти шли на различные ухищрения: вводили фиксированные арендные ставки, составляли перечни продуктов первой необходимости, цены на которые было запрещено поднимать, пытались создавать собственные муниципальные торговые сети. Однако продуктовые прилавки в центре оставались чуть ли не самыми дорогими в мире.[b]И в коммуналке, и даже в подвале[/b]В начале 2005 года правительство приняло новую программу развития потребительского рынка. Город взял на себя обязательство брать с предприятия минимальную арендную плату и пониженные коммунальные платежи, а предприятие — торговать 34 видами социально значимых товаров по ценам ниже среднегородских.Чтобы добиться выполнения программы, до сих пор использовали три пути. Во-первых, закладывали объекты продовольственной торговли в каждом строительном проекте. Во-вторых, старались использовать для открытия продмагов любые пригодные нежилые помещения, по которым истек срок аренды или арендный договор был расторгнут. В-третьих, модернизировали и расширяли уже существующие павильоны.Префектура ЦАО разработала свою целевую программу – по открытию продуктовых магазинов на первых этажах старых жилых домов, однако столкнулась с массой проблем, связанных с переселением жителей коммуналок в новые квартиры и получением согласия соседей на открытие магазина в жилом доме. Сейчас администрация округа решила несколько изменить условия по арендным льготам для владельцев социальных магазинов.– Согласно существующим нормативам, магазин не может получить статус социального, если располагается в подвальном помещении. Но, учитывая дефицит нежилых помещений в округе, без этого иногда не обойтись, – говорит Сергей Байдаков. — Если магазин по основным критериям соответствует статусу социального и жители ничего не имеют против того, что он находится в подвальном помещении, такой магазин тоже заслуживает поддержки.[b]Скидки – не только для своих[/b]Магазин «Забота» недалеко от Тверской улицы, в Малом Гнездниковском переулке. Снаружи, кроме скромненькой вывески, – никакой рекламы. Посетителей немного, выбор маленький. Открылся только в мае этого года.По словам директора Елены КИМ, поначалу на работу принимали без особого разбора и попадались люди, мягко говоря, не слишком добросовестные. Те, кто обслуживает покупателей сейчас, приступили к работе в августе. Поэтому все еще решается вопрос о выборе поставщиков, формируется ассортимент. Цены в лучшем случае позволяют сводить баланс «по нулям», то есть быть хотя бы не в убытке, о прибыли нет и речи.Часто социальные магазины – форма спонсорской помощи городу компаний, специализирующихся в других областях (например, в игорном бизнесе). Вообще же социальный магазин – это все-таки пока эксперимент. Например, сначала планировалось, что в «Заботе» будут обслуживаться со скидкой по социальным картам москвича лишь те, кто к нему прикреплен. Но как откажешь старушкам, живущим в соседнем дворе? Формально они прописаны в другом месте, значит, прикреплены к другому магазину, а фактически живут с детьми. Так что систему «прикрепления» пришлось отменить. Сейчас «Забота» открыта для всех, кому отовариваться здесь удобно. Скидки на все, кроме алкогольных напитков.В магазине ООО «Данисум», куда я зашла все по той же интернетовской наводке, по льготным ценам, диктуемым управой, продавались лишь несколько наименований товаров, достаточно бедный ассортимент: яйца, хлеб, пара сортов колбасы, один сорт рыбы, молочная продукция, овощи.[b]Собственника не обяжешь[/b]В пресс-службе префектуры ЦАО мне рассказали, что по программе «Социальный магазин» работают как арендаторы торговых помещений, так и собственники. Отсюда – и разная форма работы. Собственника не обяжешь соблюдать все условия программы – действующее законодательство не предусматривает для таких магазинов никаких льгот.Приходится договариваться. Например, частникам, согласившимся торговать со скидками, помогают найти выгодного поставщика и заключить с ним контракт, дают возможность арендовать дополнительные площади в первую очередь. Но такие устные договоренности – вещи субъективные, они позволяют решить проблему лишь отчасти.Так магазин «Алерд» обслуживает со скидкой всех, кто предъявит социальную карту москвича, но скидка по ней всего 5 процентов. Продавец рассказала, что покупателей-льготников немного: – Пенсионеры даже стесняются: если взять пакет молока и творог, скидка будет от силы два рубля… Из 130 социальных магазинов центра твердые обязательства взяли на себя лишь 44. Всего же по Москве таких магазинов – 347.О системе прикрепления в пресс-службе сказали, что вопрос не решен однозначно. Однако, если человек прикреплен, но ему неудобно посещать именно этот магазин, он может обратиться в Совет ветеранов с просьбой перевести в другой.Так что пока мы видим «экспериментальный» разброд, в том числе и относительно цен – они везде разные. Причем, часто бывает и так, что цены со скидкой в социальном магазине и цены без скидки в какой-нибудь неприметной торговой палатке совпадают.Рынок…[b]Ветераны довольны[/b]Вот как прокомментировал ситуацию с социальными магазинами [b]заведующий отделом социальной защиты Городского совета ветеранов Олег БАБИЧ[/b]:– Ветераны довольны, что создана сеть социальных магазинов. Жалоб на плохое обслуживание и некачественный товар – единицы. Больше жалуются на крупные сетевые магазины. Конечно, социальные магазины не могут гарантировать самые низкие цены, потому что скидки предоставляются от среднегородских, а не от минимальных. Но и это уже немало. Особенно мы заметили потребность в таких магазинах на востоке Москвы. К сожалению, вопрос с прикреплением покупателей к определенным торговым точкам решается не так легко.Чаще всего магазины берутся обслуживать строго определенное число людей и к предложению обслужить больше относятся неохотно. Но мы считаем, что социальный магазин – дело хорошее, надо вместе думать, как совершенствовать это начинание. Кто же все-таки имеет право на дополнительную 10-процентную скидку в социальном магазине?[b]Заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Москвы Валентина ВАРФОЛОМЕЕВА [/b]пояснила, что это инвалиды и участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, участники обороны Москвы, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, и ветеранов боевых действий.Я поняла, что мои попытки найти магазин, где есть абсолютно все, дешево и хорошего качества, увенчаться успехом просто не могли. А уж бабульке какой-нибудь это тем более не под силу! Где ей запомнить все эти тонкости со скидками, разобраться, кто куда прикреплен? Вот и мыкается она с вопросом: «Где дешевый сахар?»