Классный руководитель решает все
В первую очередь, классный руководитель – это старший товарищ и друг, который ценен тем, что слышит и понимает. Никто так не близок к обучающимся и родителям, как он. Именно этот педагог знает всех своих мальчишек и девчонок, учится вместе с ними и у них, готовит мероприятия, посещает экскурсии, участвует и сопровождает в проектах, конкурсах и так далее. Именно он первый человек в школе, к которому может обратиться ребенок за советом, поддержкой или с вопросом, и не всегда этот вопрос касается непосредственно обучения. По-моему, это замечательно, когда в школе у ребенка есть человек, с которым он может поделиться самым сокровенным.
С другой стороны, и, на мой взгляд, это очень важно, что классный руководитель является именно руководителем, то есть человеком, который организует группу детей. Организует, управляет и направляет, а при необходимости, своевременно реагирует на возникающие проблемы, делая все необходимое для их решения.
Важнейшим аспектом деятельности классного руководителя является общение с родителями, и сегодня в его распоряжении для этого немало возможностей, в том числе посредством современных технических средств. Создают группы классов в социальных сетях, мобильных приложениях, родители и педагоги общаются по скайпу. Не говоря уже об электронном дневнике – наверное, главном средстве связи семьи и школы.
Однако, при всем разнообразии возможностей общения, а значит и путей решения возникающих вопросов, нередки случаи обращения родителей непосредственно к администрации образовательной организации. Анализ обсуждаемых при этом вопросов говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев это вопросы, которые могли быть решены на уровне классного руководителя или заместителей руководителя образовательной организации.
Возникает резонный вопрос: если это могло быть решено раньше на уровне классного руководителя, то почему так не сделано? Как ни крути, напрашивается единственный вывод о том, что причина этого - отсутствие у классного руководителя навыков решать вопросы учеников как на горизонтальном уровне со своими коллегами, так и на вертикальном уровне с заместителями директора и директором. Отсюда, как следствие, ситуация, при которой родители считают директора единственным лицом, решающим возникающие вопросы.
Очевидно, что это в корне неверный подход, к которому родители просто прибегают в силу устоявшихся представлений о горизонтальных и вертикальных уровнях управления образовательной организацией. Видимо настало время административным командам школ подумать над этим, и внеся необходимые коррективы в систему школьного управления, помочь классному руководителю понять широту его возможностей и полномочий, превратив его в своего рода директора класса, способного оперативно решать любые вопросы, связанные с жизнью детского коллектива.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции