Андрей Клюкин, продюсер фестиваля «Дикая мята»: Формат фестиваля можно описать одним словом - «счастье»
- Программа фестиваля «Дикая мята» в этом году очень разнообразна. Расскажите, как формируется программа фестиваля и происходит выбор артистов?
«Дикая мята» развивается по непривычным пока для России законам независимого фестиваля. Над нами нет радиостанции, диктующей формат музыкальных выступлений, телеканала, журнала, соц сетей или определяющего имидж фестиваля бренда. В этом смысле, по формату, а, точнее по его отсутствию, мы больше похожи на Sziget, Glastonbury или Coachella. Мы приглашаем талантливых и ярких музыкантов абсолютно разных жанров. Есть представители старой школы рока, такие как The Great Machine или Birth of Joy, есть и наши рок музыканты, такие как Би-2, Нуки или Тараканы!. Довольно много джаза, тут и St'Petersburg ska-jazz review, и Optimystica Orchestra, и американец CHUCKY C. Как всегда много реггей и world music. Я бы, кстати, обратил особое внимание на кубинку La Dame Blanche - она представитель музыкальной династии, выросла в самой известной кубинской музыкальной семье, она - дочь руководитель легендарного Buena Vista Social Club!
Наш формат - свобода выбора. Выпустил Иван Дорн замечательную фанковую программу – мы его приглашаем, понравились корейцы Sultan of the disco – везем их и так далее. Постоянные посетители фестиваля четко знают, что все группы на всех трех сценах будут интересные. За десять лет у нас с аудиторией сложились дружеские, я бы даже сказал, семейные отношения: они доверяют нам, а мы - им. Понятно, что мы не можем охватить весь поток мировой музыки, поэтому часто прислушиваемся к их мнению.
За год мы прослушиваем бесконечное количество музыки и приглашаем на фестиваль музыкантов, которые нам понравились. Делаем это без оглядки на рейтинги российских музыкальных каналов и радиостанций.
Именно поэтому программа фестиваля каждый год удивляет и радует.
- Сколько по времени занимает подготовка к фестивалю? Когда вы начинаете работу над мероприятием?
Работа идет в течение всего года. Например, сейчас уже идут переговоры по 2018 году. «Дикая мята 2017» еще не прошла, но мы уже придумали главную фишку 2018-года.
- Каким словом вы бы описали атмосферу и настроение, которое присуще фестивалю «Дикая Мята»?
Счастье. Кстати, это слово во многом определяет и формат фестиваля. Мы - музыкальный фестиваль, и счастье в контексте «Дикой мяты» катализируется именно музыкой. Поэтому, здесь нет места надуманной и спродюсированной под «пипл хавает» эстрады, нет шансона, который, как мне кажется, вызывает эйфорию больше в сочетании с водкой. Нет нарочито агрессивной или депрессивно-безысходной музыки с района.
«Дикая мята» - это хорошее настроение, приветливые люди, радость от выезда на природу и много заряженной музыки.
- В одном интервью Вы сказали – «Каждый фестиваль – это как твой собственный день рождения». А какой момент в фестивале у вас самый любимый? Открытие? Завершение?
Таких моментов очень много. Как я и говорил, я, как и вся команда, живу фестивалем весь год. Бывает так, что в ноябре договоришься с музыкантом, которого очень хотел пригласить и прям всю неделю ходишь - поешь. Или, например, раз, договорился с партнёром фестиваля и понимаешь – вот, теперь есть возможность поставить еще одну сцену, а это же целый мир. За три дня на такой сцене можно сделать концертов 20-25 – и вот снова эйфория. Еще я очень люблю разбирать после фестиваля отзывы, например, в прошлом году это был невероятный поток теплых слов.
На самом фестивале почти ничего не чувствуешь, так как мало спишь, решаешь много задач и постоянно переживаешь. Но, с каждым годом опыт команды растет и поэтому становится спокойнее. Например, в этом году я поставил себе задачу посмотреть в ходе фестиваля 5 концертов. Такого со мной еще не случалось.
*всего за 3 дня на трех сценах состоится 70 концертов
- Когда вы начинали заниматься организацией фестиваля «Дикая Мята» первый раз, думали ли вы, что он станет таким масштабным мероприятием?
Честно говоря, нет. У нас с фестивалем очень живые и постоянно меняющиеся взаимоотношения. Он начинался, как любимый малыш, который и ногой без родителей шагнуть не мог. Потом он стал расти, у него появились друзья (зрители), и они на него постоянно влияли. В какой-то момент он стал требовательным: площадка мала, хочу две, а потом и три сцены, у меня должен быть лучший звук, пусть сюда едут музыканты из других стран и так далее. Короче, он развивается и теперь сам фестиваль во многом диктует, что и как на нем должно быть. Конечно, каждый следующий фестиваль должен быть больше и лучше, чем предыдущий. В общем, «Дикая мята» тренирует своих создателей - мама не горюй.
Каким вы видите будущее фестиваля? Станет ли меняться формат?
Как я и говорил, как такового формата у «Дикой мяты» нет. Есть рамки, за которые мы не выходим, но они скорее определяются такими словами как: пошлость, наигранность, агрессия и т.д. Развитие «Дикой мяты» не связано с неким музыкальным жанром. Мы с радостью пополняем наш лайн ап, как только видим интересных музыкантов. Например, в этом году будет много интересной электронной музыки: C.J.Plus, Kim & Buran, YUKO, Mustelide и другие.
Развитие скорее за инфраструктурными решениями. Мы - фестиваль комфорта: тут и бесплатные души, горячая вода, зоны WiFI, освещение в кемпинге, инфоцентр, служба такси. Посетителей фестиваля встречают от станции электрички бесплатные фестивальные микроавтобусы. В том году мы пошли еще дальше – у нас открылась оборудованная комната матери и ребенка: стиральные машины, холодильники, СВЧ. В этом году она станет больше в 2 раза. К нашим бассейнам для серфа добавится настоящая баскетбольная паркетная площадка.
Мы скорее антитеза к общепринятому в России слову фестиваль, к нам приезжают получать удовольствие, а не проходить испытание на прочность.