Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Карьера адъютанта

Развлечения
Карьера адъютанта

[i]В рабочий кабинет адъютанта его превосходительства, ставшего худруком Малого театра, накануне 65-летия артиста я входила с некоторым трепетом. Обстановка этих необычайно просторных апартаментов с позолоченными рамами и старинной мебелью способствовала душевной сумятице. Однако мне повезло: раздался звонок, Юрий Мефодьевич схватился за телефон, и я минут на пятнадцать оказалась в обществе попугая Феди, который своим веселым треньканьем успокоил мою мятущуюся душу. Со временем позолота слегка потускнела, комната приобрела определенный уют, да и сам хозяин из живого монумента превратился в простого симпатичного человека с обезоруживающей улыбкой и массой внезапно нахлынувших воспоминаний.[/i][b]-Психологи уверяют, что людям, наделенным ответственностью, полезно вспоминать детство. Вам часто приходится раскручивать время назад? [/b]— У любого нормального человека в сложные моменты жизни перед глазами проходит все — с начала и до конца. Я человек ненормальный, потому что ненормальна сама наша профессия. Но это только усугубляет дело, ведь мы много фантазируем. Когда художник пишет картину, он пользуется красками, у поэта есть рифмы, а драматическому актеру нечего использовать в качестве инструмента, кроме своего воображения. Поэтому артист должен постоянно царапать себе душу, она должна все время кровоточить. Я могу получить хорошую зарплату, плотно пообедать, но вечером я в любом случае должен соответствовать тому, что написали Чехов, Шекспир, Островский… Драматический артист — профессия неспокойная, но мною очень любимая! [b]— Уж наверное, если вы посвятили ей столько лет… [/b]— Могу по секрету признаться, что я с каждым годом все больше и больше влюбляюсь в нее, у меня появляется все больше внутренней гордости. Обычно я об этом не говорю, но в день рождения можно и похвастаться.[b]— У творческих людей, как правило, хорошо развита интуиция. Принимая решения, вы пользуетесь логикой или все-таки прислушиваетесь к внутреннему голосу? [/b]— Неудобно об этом говорить, но я чувствую, как собака! Есть вещи, о которых я знал еще год назад, и только теперь они начинают сбываться. Наша работа в каком-то смысле следовательская: получил роль, и надо ее расследовать, сделать выводы, сопоставить факты… Я многое предвижу. Наверное, это опыт, общение с людьми разных профессий, разных высот, разной талантливости. А может, и нечто другое.[b]— И все-таки в день рождения — о детстве. Кто ваши родители? [/b]— Моя мама была деятелем культуры читинского масштаба — преподавала музыку в Доме пионеров. Когда-то она училась на певицу, но оглохла и была вынуждена переквалифицироваться в пианистки. А отец учился на дирижерском факультете. Я помню, что все праздники мы отмечали у сестры отца, тети Кати, у которой в Чите был собственный дом с садом. Муж тети Кати, дядя Шура, был железнодорожником, но очень любил играть на домре. И вот отец после определенного застолья рассаживал гостей в саду, начинал руководить и создавал оркестр из людей, которые совершенно не умели играть. Он тут же их учил! Вот я, например, играл на ложках.[b]— Как вы ладили с братом? Считается, что старший должен бить младшего. Было такое? [/b]— Естественно, я поддавал ему. Но делить нам было нечего — когда я учился в десятом классе, он был где-то там в четвертом… Это несерьезно! Я уже женихался, а его волновали совсем другие проблемы. Хорошо помню, как он родился и мы с отцом пошли в родильный дом. Был декабрь 41-го года, и отец на хлебные карточки купил для мамы пирожных. Они состояли из двух половинок черного хлеба, покрытых глазурью. Отец был человеком широкой натуры и купил сразу много — на все![b]— А вы могли бы поступить так же? [/b]— Когда родилась моя дочь, я так и сделал — купил на последние деньги торт и при этом забыл взять сдачу. Но мне было так стыдно возвращаться за ней, что я не пошел.[b]— Как вы учились в школе? [/b]— В мое время мужчины учились отдельно от женщин, поэтому у нас была четвертая школа — женская и пятая — мужская. Мы постоянно соревновались друг с другом. Отлично помню, как в 1949 году в Читу приехал Мао Цзэдун. Все были взбудоражены: в какую школу он пойдет? Короче говоря, его повели в женскую, а у нас забрали зеркала, еще что-то… Это было ужасно, мы так переживали! Помню, что мы с моим школьным другом бежали за машиной Мао — так нам хотелось его увидеть. И мне это удалось, он даже помахал рукой! Во всяком случае, мне думается, что он помахал мне.[b]— Как же вы знакомились с девочками, учась отдельно от них? [/b]— Четвертая школа стояла возле нашего дома, и по дороге в мужскую я каждый день проходил мимо женской. Так что мы постоянно встречались. Кроме того, у нас была художественная самодеятельность, а Дом пионеров вообще был культурным центром города. У меня тогда были две подруги, две Тамары — большая и маленькая. Мы часто ходили вместе на каток. Кино в то время не было, и фантазия у каждого работала в меру испорченности и воспитания. А в школе нас заставляли читать классику… Мы тогда половины не понимали! [b]— И вы все это читали? Вот я, например, до сих пор не прочитала «Войну и мир» целиком.[/b]— Честно говоря, «Войну и мир» я дочитал не так давно. Помню, что никак не мог выучить эпизод про Андрея Болконского и этот дуб, потому что не понимал философии. Но вообще по литературе я шел хорошо, не давалась мне только математика. Отлично помню своих учителей. Учитель физики Роман Васильевич Мочалов играл на аккордеоне и организовал мужской хор пятой школы.Наша химичка Елизавета Михайловна тоже была глубоко творческим человеком. У нее муж работал хирургом в погрангоспитале и оперировал меня перед поступлением в театральный институт. У меня до сих пор возле глаза есть крошечный шрамик, а раньше это был довольно большой жировик.Так они, прежде чем сделать операцию, рассчитывали, как у меня пойдут морщины! И я им очень благодарен, потому что действительно ничего не видно. Свою первую учительницу Наталью Павловну Большакову тоже помню очень хорошо. Она была артисткой! Однажды я бежал по коридору, а она меня остановила и проникновенно так говорит: «Юра… как ты можешь… бежать по коридору… в школе?!!» И я понял, что это конец мира, мне было так стыдно! [b]— Когда вам в голову пришла идея стать артистом? [/b]— Мне кажется, что с рождения. С первого класса уж точно! Я тогда не вылезал из Дома пионеров, хотя, с другой стороны, мы и физкультурой занимались с большим удовольствием. У всех были значки ГТО, «Будь готов к труду и обороне», «Ворошиловский стрелок», а у меня еще и третий разряд по волейболу. И слава богу, ведь наша профессия требует определенной физической подготовки. Я, как говорил Фамусов, «не хвастаюсь сложеньем, однако свеж и бодр, и дожил до седин!».А сейчас молодые ребята, которые поступают в театральное, за редким исключением, физически намного слабее меня. Причем исключением являются те, кто приезжает из провинции. Наши же в основном хилые, двигаются плохо, не умеют танцевать вальс, не знают, что такое «вприсядку». Но это не они виноваты, а мы: поменяли школьную программу, убрали из нее все нужное. Вот у нас два раза в неделю был урок пения, и мы знали все военные песни. А что теперь? У меня прекрасный слух, но я из десяти современных песен могу воспроизвести одну-две, не больше. Крик, ор, притопыванье, и надо хлопать в ладоши. А я не хочу хлопать, я хочу слушать! [b]— Как вам с женой удается и жить вместе, и работать? [/b]— Мы с бабушкой (поскольку я дедушка, то она — бабушка) вместе учились у Веры Николаевны Пашенной, затем разошлись по разным театрам, но потом опять соединились. Теперь вместе преподаем. Очень привязываемся к ребятам, они для нас как внуки. И уже жаль отчислить, хотя понимаешь, что не выйдет артиста… Вот мы дома и ругаемся на эту тему.Все свободное время уходит на то, что мы продолжаем обсуждать проблемы училища. Утром я ей говорю: «Что ты несешь!». Она просит подвезти, а я ей: «Не буду! Сколько можно тащить тебя за собой…», но все равно везу. И так каждый день.[b]— Часто отчисляете? [/b]— Мы делаем это осторожно. За все годы, что мы преподаем (уже больше тридцати лет), я понял, что в театре существует очень много различных профессий. При этом никто не готовит театральных администраторов или представителей в отделах культуры. А ведь там тоже должны работать люди, которые знают свое дело. Поэтому у нас есть студенты, которые стали директорами театров, режиссерами, администраторами… Есть даже один из Киргизии — Иса Такоев. Он у меня всегда был старостой курса, а теперь — спикер Думы! Благодаря ему я народный артист Кыргызстана.[b]— Не устаете от преподавательской деятельности? [/b]— Честно говоря, устал. И потом, это становится невыгодно — слишком высокие налоги!* Получилось так, что в училище в этом году я работал бесплатно. Заплатил все налоги, какие положено, а они все это просуммировали и взяли еще один, общий налог. Так вот, он выпал в такую сумму, что моя работа в училище оказалась совершенно бесплатной. Поэтому новый курс я набирать уже не буду. Все-таки не тот возраст и не те силы! Временами бывает, что я неудовлетворен, мучаюсь и думаю: «О, господи! Уж лучше на пенсию!» Но когда вспоминаю размер пенсии, тут же передумываю: «Нет уж, не надо нам этого. Поработаю-ка я еще немного…» [b]* Беседа проходила до принятия Думой налоговых послаблений.[/b]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.