Ирина Антонова: В музее имени Пушкина собрана уникальная коллекция шедевров
— Ирина Александровна, как России удалось собрать уникальную коллекцию шедевров искусства?
— Коллекционировать произведения искусства начал еще Петр I, он привез в страну работы голландских живописцев. И Екатерина Великая приобретала шедевры — так был создан Эрмитаж. Потом появились и богатые коллекционеры — Юсуповы, Голицыны, а Павел Третьяков был первым, кто начал собирать работы отечественных художников. Сергей Щукин и Иван Морозов, благодаря которым мы можем видеть Пикассо, Матисса, Ван Гога, Сезанна и многих других французских импрессионистов и постимпрессионистов. А приобретая ту или иную картину, Щукин далеко не сразу показывал ее другим — привыкал, изучал, погружался... Поразительно, но даже Лувр когда-то отказался покупать у перечисленных художников их работы. После Октябрьской революции частные коллекции у нас в стране были национализированы.
— И как вы к этому относитесь?
— Хорошо. Во времена Великой французской революции и Лувр был национализирован.
— С чего началась ваша работа в Пушкинском музее?
— Я пришла в 1945-м. Тогда в музей только начали прибывать эвакуированные во время войны экспонаты — ведь даже в университете мы учились по репродукциям. Первое время я думала, что долго здесь не задержусь: холодно, неуютно, пусто. И вдруг — мир, который я не видела, пришел ко мне: Рафаэль, Боттичелли, Ватто, Веласкес... Началась такая интересная жизнь! Мы стали устраивать выставки за рубежом. Мир развивался, и мы вместе с ним.
— Расскажите о вашей встрече с Марком Шагалом.
— Она произошла в Лувре, куда меня и Марка Шагала пригласил директор Лувра. Художник сообщил, что собирается в Москву, и, приехав в 1973 году, побывал в нашем музее. Я показывала ему в своем кабинете рисунки Матисса, которого он очень любил. Мы договорились о выставке. Состоялась она в 1987-м у нас в музее.
— А с Пабло Пикассо вы были знакомы?
— В 1956 году художник не приехал на свою выставку, проходящую в Эрмитаже. Илья Эренбург вел с ним переговоры, но — увы... 1956 год — он необыкновенный, начиналась «оттепель». Для меня, тогда молодой сотрудницы, и выставка Пикассо, и выставка из Дрезденской галереи, проходившая в нашем музее, — это было из области фантастики. Мир тогда открылся для нас.
— Ирина Александровна, вам 95 лет, а вы в такой замечательной форме. Есть ли у вас секрет долголетия?
— Моя мама прожила более 100 лет. Думаю, главное — сохранить с молодости интерес к жизни. К тому же мне всегда нужно видеть результат, а для этого требуется много терпения, которого часто не хватало. Сегодня перед собой ставлю две задачи и постараюсь их выполнить: создать музейный городок и вернуть ликвидированный в 1948 году уникальный Музей нового западного искусства.
СПРАВКА
Ирина Антонова родилась в 1922 году в Москве. После школы окончила МГУ имени М. В. Ломоносова. С 1961 по 2013 год — директор Государственного музея изобразительных искусств им. А . С . Пушкина. Затем — президент ГМИИ им. А. С. Пушкина. Академик, заслуженный деятель искусств РСФСР. Награждена орденами и медалями, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».