Московские пожарные встречают свой праздник на боевом посту
Их более двух с половиной тысяч, они прекрасно обучены и оснащены. Каждые сутки на боевое дежурство по городу заступают более 430 человек и свыше 150 единиц техники Пожарно-спасательного центра (ПСЦ) столичного Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. Каждый день дежурная смена совершает около сотни выездов на тушение пожаров, дорожно-транспортные происшествия и другие чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в любой момент. Так, пожарные и спасатели Центра успешно ликвидировали последствия сильнейшего шторма, на днях внезапно натворившего бед в столице.
- В состав ПСЦ входят пожарно-спасательные и аварийно-спасательные отряды, осуществляющие круглосуточное дежурство в каждом московском округе, - говорит начальник этого уникального учреждения Евгений Савицкий. - Сегодня Центр включает в себя 32 мобильных подразделения, в том числе отряд по тушению пожаров на водных объектах с многоцелевым пожарно-спасательным кораблем «Полковник Чернышев», отряд инженерной техники, кинологическую и мотоциклетную группы. Все вместе они обеспечивают безопасность в десяти тоннельно-эстакадных комплексах Третьего транспортного кольца, международном деловом центре «Москва-Сити», аэропорту «Внуково», а также в городском жилом секторе, куда входят территории Троицкого и Новомосковского административных округов. Кстати, в ближайшее время там должны быть введены в строй три новых объекта - пожарно-спасательных отряда.
Евгений Савицкий уверен, что люди становятся пожарными и спасателями не в погоне за острыми ощущениями и стабильной зарплатой, а по стремлению души:
- Некомплекта личного состава у нас не бывает. К нам идут с большой охотой, поскольку работа считается достаточно престижной для молодежи. Основным мотивом кандидатов является желание помочь попавшим в беду людям. И это не просто красивые слова.
Руководитель столичного Пожарно-спасательного центра знает, о чем говорит. Только за пять месяцев текущего года его сотрудники совершили более 12 500 выездов, в том числе свыше 1300 раз им пришлось вступать в противоборство с огнем. На пожарах, в дорожно-транспортных и других городских происшествиях они спасли жизнь 208 человек, половине из которых пришлось оказывать первую помощь прямо на местах инцидентов, не дожидаясь приезда врачей. Одной материальной заинтересованностью этого не объяснить.
Техническое оснащение современных огнеборцев на примере 204-го пожарно-спасательного отряда, расположенного в том же здании на проспекте Маршала Жукова, что и сам Центр, охотно демонстрирует заместитель начальника ПСЦ Владимир Шашин:
- Это специальное подразделение постоянной готовности, как и остальные наши ПСО, способно решать любые задачи: тушить пожары, проводить аварийно-спасательные работы, ликвидировать последствия дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в транспортных тоннелях, - рассказывает он. - Кроме этого, личный состав обучен разбору завалов, спасению на воде и ликвидации аварий с химически опасными веществами.
Первоначально отряд создавался для обеспечения безопасности Северо-западного тоннеля. Поэтому один из двух тоннельных автомобилей Центра закреплен за его автопарком.
Исполняющий обязанности водителя пожарный 2 класса Сергей Алексеенко показывает возможности доверенной ему мобильной спецтехники. Автоцистерна вмещает в себя три тонны воды, которая в зависимости от ситуации может или бить компактной струей на несколько десятков метров, или распыляться вокруг тоннельной машины, осаживая химические вещества в воздухе и охлаждая ее корпус. Той же цели служит и водяное орошение колес.
Кстати, благодаря подруливающей функции их задней пары, массивный автомобиль имеет малый радиус разворота – всего семь метров. Кабина снаружи оснащена отбойником для расчистки пути, а внутри оборудована тепловизором и, вместе с отсеком для личного состава, снабжена системой подпора воздуха. Благодаря этому расчет в ней может работать в условиях сильного задымления, не включаясь в индивидуальные дыхательные аппараты.
На вооружении отряда есть и автокран грузоподъемностью до 75 тонн, и пятидесятиметровый коленчатый подъемник, и большой лафетный ствол – настоящая полутонная водометная «пушка» на колесах, с трех сторон надежно прикрывающая работающих на ней пожарных своим большим бронированным щитом. Есть здесь и установка пожаротушения с гидроабразивной резкой «Кобра», названная так, видимо, в честь плюющейся змеи.
Такой метод пожаротушения заключается в смешивании воды и абразива, выбрасываемого под давлением 300 атмосфер. «Кобра» может применяться через отверстие «глазка», но также легко сама прорезает стальные двери. Капли воды при контакте с газами внутри горящей квартиры превращаются в пар. Охлаждение пожарных газов начинается с самого начала применения установки, что дает руководителю тушения пожара больше времени для планирования спасательной операции. После снижения температуры проводится интенсивная вентиляция и удаление задымления, а затем внутрь помещения безопасно заходят специалисты, которые окончательно ликвидируют очаг пламени.
- Тушение различных видов пожара имеет разную тактику. В зависимости от присвоенного ранга и объекта возгорания определяется расчет сил и средств, необходимых для ликвидации огня, - терпеливо объясняет азы пожарного дела Шашин. - Например, самое сложное в тушении пожаров в высотных зданиях, особенно таких, как башни «Москвы-Сити», это поднять личный состав и воду на нужный этаж к очагу возгорания. Метод, который применяется нами, называется каскадным. На вооружении подразделений Центра есть специальные контейнеры, укомплектованные мотопомпами, которые качают воду наверх. Работает это так: основная машина-автоцистерна ставится возле подъезда, автонасос ставится на гидрант, мотопомпа поднимается на десятый этаж, следующая – еще через десять этажей, и так далее. Все они соединяются рукавами. Так мы можем подать воду хоть на сотый этаж.