Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Звягинцев снял фильм о том, как дети-цветы превратились в сорняки

Развлечения
Звягинцев снял фильм о том, как дети-цветы превратились в сорняки
Номинант Канн «Нелюбовь» Андрея Звягинцева / Кадр из фильма «Нелюбовь»
В прокат выходит фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь», получивший в Каннах приз жюри и вызвавший бурную дискуссию. На московской премьере побывала корреспондент «ВМ».

Режиссер мысленно возвращается к повести Андрея Платонова «Котлован» (1930), в которой самоотверженно строили новое общество счастья и равенства, и показывает, что получилось почти через 100 лет. Образ котлована (большой ямы для закладки фундамента) проходит через всю картину. Правда, здесь (действие происходит в Москве и в Подмосковье) ничего не строят – уже все построили (и герои живут в комфортных квартирах, с удобствами и нет злополучного «квартирного вопроса»), но ям, углублений, оврагов, даже бункеров осталось немало. В них прячутся от холода и одиночества бродяги или «бегунки».

В повести Платонова сирота Настя нашла приют в «котловане стройки», а в фильме Звягинцева 12-летний мальчик Алеша Слепцов сбежал из дома в лес, в бункер, потому что почувствовал себя ненужным, нелюбимым, лишним, чужим. Алеша ушел и не вернулся в то время, когда его мама Женя (Марьяна Спивак) рассказывала своему любовнику Антону (Андрис Кейшс) историю своего несчастного детства, с неласковой матерью, которая все время работала, строя тот самый Котлован светлого будущего, и не находила душевной теплоты для дочери. Мама Женя обвиняет свою советскую мать (ее так называют «сталинской женщиной», жуткой, чудовищем) в том, что из-за нее она вышла замуж за Бориса (Алексей Розин), которого не любила, потому что «залетела». Сын Алеша – тот самый ребенок, которого мать не хотела рожать, но оставила, чтобы быть «замужем». В поисках Алеши его мать и отец Борис (семья только что распалась) приезжают к ужасной бабушке, в Подмосковье. Бабушка, конечно, не монстр, как ее описывает родная дочь, а одинокая, брошенная пожилая женщина, живущая на пенсию, и очень скудно. Любви у пожилой, обиженной женщины, в одиночку воспитавшей дочь, под конец жизни не осталось. Есть только эта захудалая дачка, которую она решила отдать Богу, а не дочери и внуку. Безусловно, эта женщина не заслуживает тех обвинений и такого отношения своей дочери. Она - жертва тяжелой жизни, в которой люди работали, а не были потребителями и торгашами-перекупщиками.

Ее дочь, зять и все другие живут очень хорошо: ходят в рестораны, передвигаются на дорогих машинах, пользуются супер-техникой (все это в фильме показано), только никто не работает по-настоящему, ничего не создает. Отец мальчика – офисный служащий крупной компании, но только деятельность этой компании сложно назвать работой. Что-то продают, точнее, перепродают, накручивая проценты. Хорошо, честно работают в фильме Андрея Звягинцева только добровольцы Поискового отряда. Сотрудник полиции, к которому обратились с заявлением об исчезновении Алеши, его родители – направляет их к отряду волонтеров, объясняя это загруженностью сотрудников полиции. Отряд добровольцев ПСО ищет Алешу круглыми сутками, не жалея своих сил. В этом отряде есть мужчина, который называет себя Дед Пихто. Режиссер, вводя персонажа из русского фольклора («дед Пихто и бабка с пистолетом»), стремится придать фильму элемент притчи. Между прочим, повесть Платонова «Котлован» - тоже притча. Звягинцев строит свой фильм по методу контраста: «любовь» - «нелюбовь», «государственные службы» - «волонтерские», «корысть» - «бескорыстие», «отцы» - «дети», зная, что в современном мире не все так однозначно, и что есть не только «черное» и «белое», но и много разных полутонов. Плохих людей в фильме нет…

Мальчика ищут все: и полиция-таки подключается. Мальчика ищет и отец, и любовник матери. Невольно думаешь: «А ведь не такие плохие мужчины в России? Почему же так мало любви?». Да, и женщины – мать, бабушка, новая жена Бориса Маша – не бездушные, не хищные, а приличные женщины. В чем же дело? Почему сынок Алеша предпочел умереть, но только не жить в этом мире, с этими взрослыми? Этот вопрос повисает в воздухе. «Нелюбовь» - о том, что сегодня детям не оказывают достаточного внимания, что о будущем поколении государство думает недостаточно. Звягинцев показывает, что «дети – не цветы жизни» в России, а случайные сорняки. Внимательный зритель, досмотревший фильм до конца, поймет – зачем он это делает? В финале – по телевизору трансляция новостей с сообщениями о военных действиях на Украине. Любовник Жени – богатый мужик, отправивший свою дочь учится за границу, и создавший в своем доме «город-сад», равнодушно смотрит новости. На этот момент Алеша уже в могиле. И как не понять, что страна, где не нужны свои дети, вряд ли может спасать людей в соседней стране? Андрей Звягинцев говорит об этом не явно, но другого вывода его «Нелюбовь» не заключает.

Режиссер создает художественный фильм, используя больные вопросы современной России как бы в благих целях: обратить внимание взрослых на детей, не быть равнодушными, не быть эгоистичными и больше любить людей, независимо от степени из пользы. Но если повесть Андрея Платонова «Котлован», несмотря на сатиру и гротеск, - человеколюбивое, пронзительно щемящее произведение, и в каждой строчке – боль, то в фильме Андрея Звягинцева больше упреков, обвинений, обличений и даже политических манипуляций, чем любви и гуманизма. Атмосферу «нелюбви» талантливый режиссер создает очень художественно. Но за «нелюбовью» должен быть лучик любви, иначе зачем, для чего? Еще раз сказать, что в современной России, особенно в мегаполисе, все люди только и делают, что зарабатывают деньги, едят, совокупляются и продают то, что еще осталось у богатой страны? Но разве это не преувеличение? Разве в полиции, в медицине, в образовании не работают почти те же добровольцы, как в поисковом отряде? Но в фильме Звягинцева они – как тени, как призраки. Тот же нарицательный, безымянный дед Пихто. У положительных героев в «Нелюбви» нет имен. За исключением мальчика Алеши. После просмотра фильма у зрителя не останется вопросов – почему Алеша?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Звягинцев, кинорежиссер:

— В основе повествования — знакомый многим конфликт внутри семьи. Уставшие друг от друга мужчина и женщина предполагают открыть свой новый проект. Есть только обременение из прошлого — оказавшийся чужим для обоих двенадцатилетний сын. В глубине повествования будут затронуты и другие важные темы: ответственность родителей перед своими детьми, дурная наследственность.

Марьяна Спивак, актриса:

— Для меня это первая роль в большом кино. Когда мы с мужем первый раз посмотрели фильм, то не хотели ни идти на фуршет, ни общаться с коллегами, а хотели поехать домой и обнять своего сына.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.