Алексей Баталов. Артист, не имевший проходных ролей
Сюжет:
Умер Алексей БаталовАлексей Баталов - принадлежит к редкому числу актеров, которые став полпредом своего поколения, изменили наше представление о национальном герое.
Он родился в замечательной артистической семье, вокруг всегда существовала уникальная питательная среда.
Племянник знаменитого артиста Николая Баталова, сыгравшего в фильмах "Путевка в жизнь" и "Мать", сын мхатовских актеров Владимира Баталова и Нины Ольшевской, он с пяти лет рос в доме Виктора Ардова. Этот писательский дом активно посещали Шостакович, Олеша, Булгаков, Светлов, Раневская, Мандельштам, Зощенко. Юный Алексей дружил с Анной Ахматовой и даже однажды нарисовал ее портрет. Будучи окружен людьми творческими, по большей частью - артистами, он мало сомневался в своем будущем пути. Поступив в Школу-студию Художественного театра, он на экране появился уже в шестнадцать в фильме "Зоя".
Алексей Владимирович сыграл десятки киноролей. Любопытно, что среди них нет проходных. Были важнейшие, увидев которые, уже не возможно Баталова забыть - таков его Протасов в "Живом трупе", Устименко в "Дорогом моем человеке", врач Березкин в "Дне счастья". Но в этом многообразии есть, как минимум, пять фильмов, которые можно отнести к знаковым, сделавшим Баталова символом нашей эпохи.
Высокие человеческие качества Алексея Владимировича оказались настолько важны для страны, что он, появившийся в картине "Летят журавли" лишь в самом ее начале, сумел стать чуть ли не ключевой фигурой этой ленты, ставшей единственной советской полнометражной картиной, получившей главный приз Каннского кинофестиваля. Образ баталовского Бориса незримо присутствовал в каждом кадре, как высокий идеал человека, как укор и постоянный призыв к совести для прочих героев фильма.
Не менее запомнилась и самая первая большая его роль - потомственный рабочий судоверфи Алексей. Режиссер Иосиф Хейфиц, экранизируя роман "Семья Журбиных", в блестящий актерский состав, куда уже входили Гриценко, Кадочников, Андреев, Лукьянов, ввел 25 летнего Баталова, усилив тем самым фильм невероятно. Так в середине в середине пятидесятых родилась картина начисто лишенная штампов, присущих производственным лентам того времени. Ироничный, башковитый молодой герой Баталова полюбился зрителям сразу, в том числе и за читающийся в его взгляде скрытый интеллект. Невероятно, но на Каннском фестивале в тот год наградили сразу всех актеров картины, Баталов среди прочих получил международное признание.
А уже в следующем году он стал любимцем миллионов, сыграв в "Деле Румянцева" шофера-дальнобойщика. По сценарию Юрия Германа, ничего не ведающего героя Баталова обманом заманивали в аферу с краденным товаром, и он мужественно боролся за свои честь и достоинство. Отстаивание достоинства в преддверии XX партийного съезда, разхвенчивающего культ Сталина, воспринималось не только как явление, но и как веление времени. В Карловых Варах фильм даже был награжден Премией борьбы за нового человека.
Тем невероятнее на этом фоне оказалась одна из лучших чеховских картин "Дама с собачкой" в постановке Иосифа Хейфица, которую просто невозможно сегодня представить без Алексея Баталова и Ии Саввиной. Думается, что любые последующие экранизации этой вещи всегда будут подвергаться сравнению и критики, потому что филигранное мастерство Алексея Владимировича, явившее миру тонкость, чуткость, интимность в этой роли, задало в данном случае высочайшую планку на все времена.
Госзаказ на умное кино, выразившее бы во всей своей полноте устремленность новых поколений советских людей к знаниям, научно-техническому прогрессу в полной мере реализовался в фильме Михаила Ромма "Девять дней одного года", где были ребром поставлены гамлетовские вопросы науки, способной как осчастливить вселенную, так и низвергнуть ее в катастрофу. И главный из вопросов вставал нравственный смысл бытия каждого. Здесь Баталов в очередной раз сыграл классического на тот момент ученого, героя твердых убеждений, готового за них идти на любые жертвы.
Ну, и наконец - Гоша, Гога, Жора из меньшовского оскароносного хита "Москва слезам не верит", побившего на родине все рекорды популярности. Роль слесаря, желающего во след за римским императором Диоклетианом, делать то, что ему нравится, несмотря на чины и звания, стала звездным часом Баталова, поднявшего тему творческой свободы личности в любых социальных условиях.
Сам Алексей Баталов не раз удостаивался высоких государственных наград, всевозможных призов, в том числе и от коллег "За честь и достоинство". Среди них - множество орденов, в том числе и русской православной церкви. Глава Российского Императорского Дома великая княгиня Мария Владимировна пожаловала Алексею Баталову потомственное дворянство. При этом он, человек самой публичной из профессий, всегда оставался исключительно непубличным. О своей персоне говорить категорически отказывался, а от приближающихся юбилейных торжеств попросту сбегал из Москвы, считая что лучше всего за него скажут его роли.
ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ АЛЕКСЕЯ БАТАЛОВА "ВМ"
Выдающийся артист Алексей Баталов в последние годы тяжело болел. Он редко появлялся на публике, в родном ВГИКе, где был художественным руководителем актерского факультета. Тихо вышла в свет последняя книги артиста, писателя, профессора Алексея Баталова «Сундук артиста». «ВМ» удалось взять интервью у Алексея Баталова к выходу в свет его книги с загадочным названием «Сундук артиста». (далее...)
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
Президент России Владимир Путин:
— Отечественная культура понесла тяжёлую, невосполнимую утрату. Ушёл из жизни великий русский актёр и настоящий мастер, человек удивительного таланта и обаяния. Его щедрое дарование, беззаветное служение избранному делу, истинная интеллигентность и внутреннее достоинство снискали ему высочайшее профессиональное признание и огромную, непреходящую любовь зрителей. (далее...)
Мэр Москвы Сергей Собянин:
— Алексей Баталов, без преувеличения, вошел в историю мирового кинематографа. Соболезную семье, друзьям и поклонникам блестящего актера. (далее...)
Народная артистка СССР Инна Макарова:
— Алексей Баталов – Алеша – очень меня поддерживал. Что сказать? Опустела земля без Алексея Баталова. Дорогой мой человек – Алеша Баталов, пусть земля пухом! (далее...)
Заслуженная артистка России и режиссёр Наталья Бондарчук:
— Я всегда считала его родственником. Помню, когда мама разошлась с папой, я подумала о том, что хотела бы, чтобы ее муж был похож на Алексея Владимировича. В конце концов, она вышла замуж за хирурга Михаила Перельмана, и это очень интересное совпадение - ведь в "Дорогом человеке" Баталов играл врача.(далее...)
Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой:
— Он был один из последних настоящих русских интеллигентов, каких сегодня уже нет. Это невосполнимая утрата.
Театральный фотограф Михаил Гутерман:
— Он был безумно тактичен, всегда внимательно выслушивал меня, обычного фотографа. Работать с ним было одно удовольствием - он всегда и со всеми был ровен, никогда никого не выделял вне зависимости от ранга человека. Настоящий интеллигент.
Актер и режиссер Никита Михалков:
— Вся его жизнь всегда была пронизана невероятной любовью в самом широком и прекрасном смысле этого слова. Мы нечасто виделись, но осознание того, что он где-то рядом живет, работает, сердится на что-то, смеется, любит – давало ощущение спокойствия и тепла. (далее...)
Доцент кафедры актерского мастерства ВГИК Людмила Чиркова:
Это так неожиданно, хотя нечасто он бывал в институте, человек, который был для студентов отцом, был тактичен, деликатен, любя, заботясь проводил все свое время. Он часто останавливал студентов в коридоре. Спрашивал - как там папа, мама? Как тебе город? Для каждого он находил нужные слова, и у каждого создавалось ощущение, что ты нужен. И это качество - уважительность и деликатность, это то, что согревало нашу кафедру.
Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников:
— Ушел из жизни Алексей Владимирович Баталов - один из выдающихся, легендарных актеров отечественного театра и кино, талантливый педагог и режиссер. Мастер, который был беззаветно предан своей профессии и искусству… От имени депутатов Московской городской Думы выражаю глубокие соболезнования родным, близким и многочисленным поклонникам таланта величайшего актера современности. (далее...)
Актер театра и кино Вениамин Смехов:
— Он был, без сомнения, настоящей звездой кино. Но звезд истинного кинематографа - их может быть пяток, не 150 тысяч. Баталов действительно осветился на небосклоне отечественной культуры, и был больше, чем сам кинематограф. Он был необыкновенный. (далее...)
Актер театра и кино Василий Лановой:
- Лёша всегда вносил пронзительную интеллигентность в советское кино, это было очень и очень важно. Я считаю, что он занимал совершенно особое место в нем. Уникальная его особенность сочетать две вещи - черты настоящего интеллигентного человека современности и интеллигента из прошлого - таких людей я больше не знаю.
Режиссер Павел Чухрай:
Уход Алексея Баталова - огромная потеря для России. Алексей Владимирович нес в себе и распространял великие традиции русского театра и отечественного кинематографа. Он был источником невероятной моральной силы, нравственности, чистоты. (далее..)