Спектакли поднимают тему отношений художника и власти
Роман Григорьевич поднимался на сцену кинотеатра «Октябрь» под бурные аплодисменты вставшего зала.
— Примерно такая же реакция была на мой спектакль «Заводной апельсин». В Москве на третьей минуте постановки начали аплодировать, через 10 минут стали нервно хохотать, потом была долгая пауза размышления. За границей все намного проще: публика сразу предполагает подвох и с первой до последней минуты веселится, — заметил Виктюк.
На экране показывали фрагменты легендарных спектаклей Виктюка, с которыми режиссер гастролировал по всему миру: «Саломея», «Служанки», «Царская охота», «Татуированная роза». Роман Григорьевич назвал свои творения «долгожителями».
— Спектакль «Служанки» даем 30 лет. «Татуированную розу» в Московском Художественном Ирина Мирошниченко играла 27 лет. Татьяна Доронина исполняла в спектакле по пьесе Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского» более 20 лет.
И все-таки самый последний мой спектакль «Крылья пепла» по пьесе английского драматурга XVII века Джона Форда — лучший. Это как ребенок. Он же младшенький — за него больше всего болит душа, — улыбаясь, пояснил Виктюк.
Режиссер рассказал о новой работе, к которой намерен приступить в ближайшее время — к спектаклю о поэте Осипе Мандельштаме.
— Пьесу написал американский драматург, который никогда в жизни не был в России, но многое понимает о нас. В ней рассказывается история рокового разговора Сталина с Пастернаком, когда вождь спросил у поэта про Мандельштама: «Он мастер? Мастер?» Пастернак дал утвердительный ответ. Герои пьесы — Мандельштам, его жена Надежда Яковлевна, Сталин и Пастернак. В спектакле я затрагиваю тему, к которой возвращаюсь в каждой своей работе, «взаимоотношений художника и власти». Что стало с Мандельштамом после этого разговора, — все мы знаем, — сказал Виктюк.
Мандельштам был дружен с Мариной Цветаевой. Год назад Роман Виктюк поставил спектакль «Федра» по трагедии поэтессы.
— Цветаева — первый поэт в мире и для меня единственный. Она настолько многогранна, интересна, гениальна, быть с ней каждую минуту — большое счастье. От Марины Цветаевой я плавно перехожу к Осипу Мандельштаму, — сказал «ВМ» Роман Виктюк.