Директора московских школ поддержали идею введения единого учебника по географии
Директора московских школ поддержали идею введения единого учебника по географии. Президент Российской Федерации Владимир Путин в ходе прямой линии, которая прошла 15 июня 2017 года, выступил с предложением ввести базовые учебники по географии.
Большое количество учебников, созданных как отдельными авторами, так и коллективами, отличаются содержанием, структурой, что значительно затрудняет создание единой образовательной среды в школе, городе и стране.
По словам директора школы № 498 Тамары Гордзейко, эти различия становятся особенно заметны при проведении диагностик независимой оценки качества образования, а также при переходе ребёнка из одной школы в другую.
- Это создает трудности, как для администрации школы, так и для детей и их родителей, вызывает нарекания, недовольство и обоснованные жалобы», - сказала Тамара Гордзейко.
Директор лицейско-гимназического комплекса на Юго-Востоке Алла Инглези подчеркнула, что базовый учебник должен иметь содержательное единство.
Она отметила что, география один из самых энциклопедических предметов, на уроках которого формируются представления о мире, его социально-экономическом развитии, образовании и использовании природных ресурсов. Кроме того, роль и значение нашей страны на мировом уровне постоянно растет, что должно быть наглядно отражено в учебнике, диаграммах и таблицах.
Директора московских школ отмечают, что отсутствие единого базового учебника затрудняет развитие общеобразовательного пространства в городе, стране и даже в одной школе.
- Что касается учебников географии, Владимир Владимирович имел в виду экономическую и социальную географию России. Действительно, содержание учебников данного курса не отражает тех колоссальных изменений и достижений, которые произошли в политической, хозяйственной и социальной жизни в Российской Федерации, - отметила директор школы № 498 Тамара Гордзейко.
Учебники географии России оторваны от реальной жизни. В них отсутствуют такой регион как Крым и Севастополь, изменения во всех отраслях хозяйства, особенно в агропромышленном, военно-промышленном комплексах, энергетике, транспортной системе и строительстве. Отсутствие в учебнике значительных достижений государства не способствует формированию чувства патриотизма и гордости за страну, не дает возможность ученику сделать правильный выбор будущей профессии, полезной своему городу и Родине.
По мнению директора школы № 827 Натальи Огородниковой, единый государственный учебник и советские традиции учебников давали хорошие результаты.
«Эта правильная практика. Если продолжить эту модель, то исчезнет проблема адаптации к новому учебнику у детей, которые переезжают. Это будет удобно и для родителей, и для учеников, и для учителей», - сказала она.
Она также подчеркнула, что для хорошего педагога учебник – инструмент, одно из средств обучения, но это не панацея.
Директор школы № 953 Оксана Волощенко считает, что единый учебник нужен и необходимо сохранить единое базовое пространство, а всех учащихся необходимо учить одному и тому же.
Директор лицейско-гимназического комплекса на Юго-Востоке Алла Инглези подчеркнула, что учебник – это не только источник знания, но еще и инструмент для самостоятельной работы.
- Обязательным приложением к учебнику необходимо иметь электронную версию, содержание, которой регулярно корректируется. Одним из вариантов электронной версии могут и должны стать сценарии уроков, разработанные учителями в рамках проекта «Московской электронной школы», - сказала она.
Директор школы № 498 Тамара Гордзейко также отметила, что в Москве созданы все условия для обучения детей в единой образовательной среде.
- Единое нормативное финансирование, единое оснащение образовательных учреждений в рамках «Техносферы», участие школ в городских проектах: «Инженерный, медицинский, кадетский классы в московской школе», а образовательные программы имеют единую структуру с отражением единого содержания образования, подкрепленного тысячами электронных сценариев уроков городского проекта «Московская электронная школа».
По мнению директоров школ столицы, участие в создании должна принимать группа специалистов разных профилей. Например, ученые, занимающиеся изучением отдельных тем, сфер и направлений деятельности; психологи, учитывающие возрастные особенности детей; методисты, правильно выстраивающие учебный материал для лучшего понимания и усвоения его ребенком; филологи, адаптирующие лексику под ребенка; художники, занимающиеся подбором иллюстраций для зрительного восприятия информации. Это должны быть не случайные люди, а прошедшие конкурсный отбор на государственном уровне. Директор лицейско-гимназического комплекса на Юго-Востоке Алла Инглези добавила, что к работе над созданием учебника необходимо привлекать не только ученых, методистов и учителей, но и политологов, экономистов, бизнесменов и психологов.