Историю столицы расскажут рояли и пианино
Привычный взгляд на фортепианную музыку — это бесконечная череда знаменитых (и не очень) исполнителей, писавших (а иногда и штамповавших) ноты и мелодии.
Историки изучают жизни композиторов, виртуозы исполняют великие сочинения. Но мало кто задумывается над музыкальной культурой с позиции изучения истории инструмента. Фортепианная жизнь столицы прошлых столетий представлена теперь на одной площадке.
— Рояль в XIX — начале XX века стоял практически в каждом доме, — рассказывает директор Музея Москвы Алина Сапрыкина. — Обучение музыке и музыкальная культура были важнейшей частью повседневной жизни москвичей. И мы хотим познакомить широкого зрителя с этой культурой, показать ее изнутри. Ведь о московских фабриках старинных роялей и пианино даже музыковеды знают очень мало.
А когда-то в столице производили очень качественные инструменты, причем в довольно больших количествах. Великие композиторы прошлого с детства привыкали к клавишным производства фирм Вирта и Шиллера.
Но российские фортепианные фирмы после революции постигла незавидная печальная судьба. Национализация привела к тому, что большинство из них раз и навсегда остановили свою деятельность. Почти сто лет минуло с тех пор, как последняя московская фабрика закрыла свои цехи по производству музыкальных инструментов.
— Память об этом уже стерта, — с сожалением утверждает пианист и автор проекта «Приют роялей» Петр Айду. — Но мы все же стремимся к сохранению культурного наследия. Коллекция, представленная на нашей выставке, — часть самого крупного в стране собрания музыкальных инструментов. И пусть экспонаты принадлежат разным людям, были созданы на разных фабриках, они наконец под одной крышей.
Старинное лакированное дерево, местами потертые, чуть пожелтевшие от времени клавиши, резные ножки и уже стоптанные педали — кажется, что за рояль сейчас сядет сам Чайковский или Римский-Корсаков.
Среди пятидесяти роялей и пианино на выставке представлены личные инструменты писателя Льва Толстого из усадьбы Ясная Поляна и поэта Андрея Белого из его московской квартиры. Но абсолютно каждое фортепиано обладает неповторимой историей и хранит память о своем уникальном владельце.
— Я категорически против традиции вычленять из целого что-то одно, — говорит Петр Айду. — И поэтому призываю воспринимать эту выставку как нечто единое. Несмотря на то что все экспонаты принадлежат разным эпохам и помогали созидать прекрасное разным людям, коллекцию объединяет ее неповторимая атмосфера.
Фортепианная выставка старинных музыкальных инструментов «Покинутый дом: кунсткамера московских роялей» продлится в Музее Москвы до 13 августа.
СПРАВКА
«Приют роялей» — проект, созданный музыкантом Петром Айду. Его главная цель — сохранение, изучение и реставрация исторических клавишных инструментов. Немало экспонатов было создано на фортепианных фабриках Москвы. По инициативе «Приюта роялей» был организован ряд акций, посвященных старинным инструментам. Основу новой экспозиции в Музее Москвы составили «воспитанники приюта».
КСТАТИ
Одним из известнейших фортепианных мастеров XIX века был Иоганн Вирт. Инструмент именно его производства стоял в доме детства Петра Чайковского. На нем известный композитор отрабатывал навыки вплоть до окончания консерватории. На рояле фирмы Вирта играли и Александр Даргомыжский, и Модест Мусоргский. Качество звучания этих инструментов отмечали самые искушенные слушатели.