В Московской консерватории имени Чайковского отреставрировали Рахманиновский зал
Здание, где расположен Рахманиновский зал консерватории, в конце XIX века пристроили к особняку бывшей городской усадьбы Колычевых. Сегодня это третий учебный корпус консерватории, которому в наследство от времен дворянского рода досталось пышное убранство. Нырнув под арку, попадаешь в исторический западный флигель. Вверх по восстановленной лестнице – белоснежная дверь, ведущая в концертный зал, приоткрыта.
- Это сакральное место, - приглашает гостей заглянуть внутрь ректор Московской консерватории Александр Соколов. – Изначально этот зал строился для Синодального училища, то есть для хоров, которые исполняли церковную музыку.
В консерватории гордятся богатой историей, называя Рахманиновский зал «настоящим сокровищем». Почти век назад здесь проводил репетиции выдающий хоровой дирижер Николай Данилин. А русский композитор и пианист Сергей Рахманинов работал над своим вариантом Всенощного бдения.
- Святая сцена, - соглашается с ректором художественный руководитель камерного хора Московской консерватории Александр Соловьев. – Музицировать в этом зале – одно удовольствие.
Огромные арочные окна делают зал воздушным и невесомым. В ходе реставрации помещению вернули исторический бело-голубой цвет, сохранили лепнину и нарядную старинную люстру из хрусталя. Однако особой гордостью зала считаются специальные отверстия в стенах.
- Это голосники, - поясняет Соловьев. – Благодаря им в этом зале можно показывать тишайшее пиано: даже если ты тихонечко поешь, на последнем ряду все слышно. Здесь ни в коем случае нельзя форсировать звук, потому что попадая в голосники он становится объемным и полетным.
Камерный хор Московской консерватории выходит на сцену Рахманиновского зала – и его тут же заполняет музыка, как вода пустой кувшин.
Над акустикой помещения мастера потрудились с особой заботой. Они не только сохранили уникальные особенности конструкции зала, но и убрали со стен несколько слоев старой краски, что немного искажали звук. Здесь даже кресла сделаны из особого материала.
- С одной стороны, такая акустика помогает, а, с другой стороны, немного мешает, - признается солистка Камерного хора Московской консерватории Мария Челмакина. – Чтобы петь в этом зале, нужно работать над дикцией. Иначе можно «потерять» слово, и зритель тебя не поймет. Особенно, если это какие-то сатирические произведения.
В зале с такой акустикой слышна любая помарка. И неважно поешь ли ты или играешь на инструменте. За несколько часов до начала выпускного экзамена в зал приходят аспиранты, чтобы привыкнуть к звучанию рояля.
- Здесь нужно брать более медленный темп и намного четче играть, - перебирает клавиши Евангелия Делизонас. На экзамене комиссия может попросить ее исполнить сюиту Баха, концерт Рахманинова, фантазию Шуберта и другие музыкальные произведения. Пока есть время, девушка повторяет обязательную программу.
В результате реконструкции третий учебный корпус был поделен на две зоны: концертную и учебную. Первая уже полностью готова. Вместе с реставрацией Рахманиновского зала были сделаны гримерные и репетиционные комнаты.
Несмотря на объемы проделанной работы, реконструкция Московской консерватории продолжается. Строителям предстоит доделать первый корпус, учебную часть третьего, общежитие и библиотеку. По планам, реконструкция должна завершиться к 2020 году.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Левкин, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы:
- В 2011 году по поручению мэра Москвы Сергея Собянина в департаменте была создана рабочая группа по координации и взаимодействию при строительстве особо значимых объектов в Центральном округе города. В самом начале нашей работы таких объектов было 29: 14 федеральных и 15 инвестиционных. На настоящий момент десять из них уже введены в эксплуатацию, среди которых, например, Исторический музей и высотка в Оружейном переулке. Буквально на днях будет введен в эксплуатацию Малый театр.
Реконструкция Московской консерватории проходит в несколько этапов. За последние несколько лет уже сделаны Большой и Малый зал консерватории, так называемый «уличный корпус», а также второй учебный корпус с Белым залом. Реставрация Рахманиновского зала – часть реконструкции третьего учебного корпуса. Это, безусловно, значимый этап, но далеко не последний. Работы ведутся в рамках государственной программы «Культура России» и завершатся в 2019-2020 году.
Сергей Мирзоян, первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы:
- Реставрация Московской консерватории осуществляется в несколько этапов, сейчас завершаются работы по третьему корпусу. Надеемся, что в ближайшее время они будут завершены и зданиям будет возвращен первоначальный облик.
Хочется отметить, что приспособление объекта к современному использованию осуществляется очень деликатно, с сохранением исторических архитектурных элементов, и в целом, с сохранением духа. Именно из таких отдельных объектов, которые проходят реставрацию, складывается уникальная мозаика улиц нашей столицы.
КСТАТИ
За последние шесть лет в Москве под контролем Мосгорнаследия отреставрировано 773 памятника истории и архитектуры, среди них такие известные объекты конструктивизма, как Дом-коммуна на улице Орджоникидзе и здание газеты «Известия» на Тверской. При этом важно, что реставрационные работы, как правило, ведутся не на отдельном объекте культурного наследия, а целыми кварталами. Так, в районе «Известий» приведены в порядок еще три усадьбы, которые находятся на Малой Дмитровке и в Настасьинском переулке. Масштабные работы продолжаются. Уже началась реконструкция Доходного дома купца Быкова на 2-й Брестской улице. В ближайшее время Мосгорнаследие планирует приступить к реставрации Дома Наркомфина