Как выживает частная галерея. Интервью с директором
Передо мной белые стены и яркие краски картин. Каждая выполнена в отличной от других работ технике. Мы находимся в закрытом пространстве, не предполагающем, что сюда может попасть любой посетитель галереи. За эти двери попадают клиенты и люди, с которыми общается Михаил и его коллеги. Это помещение имеет дополнительную функцию к основному залу, куда могут пригласить для того, чтобы показать и рассказать чуть больше об авторах и их проектах.
- В галерейной истории очень важны отношения. В большей мере все основано на приятельско-дружеских контактах. Если это не так, то зачем вообще людям вместе что-то делать, - говорит Михаил Овчаренко. - Так сложилось – у нашей галереи 26-летняя история, и с какими-то авторами галерея работает с самого начала. Появляются и новые художники. Например, прошла выставка Тани Ахметгалиевой «Люби эти пламенные мгновенья!». Таня впервые выставляется в нашем пространстве. Одна ее картина не вошла в основную экспозицию и висит так же тут, в светлой белой комнате. А вот с Марией Серебряковой мы сделали уже пять выставок.
В закрытом зале и одновременно в кабинете Михаила находится картина немецкого автора Даниэля Лергона из светоотражающей ткани и лака. С ним только планируется выставка, хотя с Михаилом они дружат уже пять лет.
- Михаил, на каких условиях вы работаете с авторами?
- Так как именно мы являемся их связью со внешним миром, то никаких особых условий для художников нет. Но в случае продажи работ выручку мы делим пополам. Нет определенного процента объема продаж работ художника с каждой выставки. Это варьируется от выставки к выставке. Немаловажно и время проведения. Например, предыдущая выставка Серебряковой выпала на новогодние праздники и две-три недели практически были потеряны. Люди были заняты другими делами. Выставка Ахметгалиевой имела какой-то беспрецедентный успех: за выходной день могли прийти 400-500 человек..
Всегда есть уже какие-то определенные договоренности. Это может произойти, когда мы только узнаем, что работа над проектом началась. Тем не менее, у галереи есть выставочный план на ближайший год, в который заносится расписание проведения выставок и которого мы стараемся придерживаться.
- Как определяется стоимость картины в частной галерее и как оформляется покупка?
- Цену каждой картины мы заранее обсуждаем с художником. Такого не будет, что я буду звонить художнику и говорить: «Слушай, тут пришли. За сколько продадим? Скинуть или не скинуть? Кэшэм или валютой?». Покупка картины оформляется полностью официально. Вообще, галерея – это бизнес. Это не как Третьяковская галерея, хоть и называется одним и тем же словом. Третьяковская галерея – это государственное учреждение, которое делает выставки и зарабатывает деньги только на билетах.
Современная галерея представляет художника и продает его работы. Определение стоимости картины зависит также от художника. Есть авторы молодые. Есть те, у кого уже достаточно богатая выставочная история. В том числе, и на Западе. Цена может варьироваться и от размера полотна. Яркий тому пример - картина Марии Серебряковой (которая осталась после выставки «К Востоку от Эдема. Сиквел» - прим. «ВМ»). По своему размеру она составляет 2,3 x 1, 45 метра и стоит 25 000 евро. В принципе, это самая дорогая картина в этой комнате и самая большая. А висящая рядом живописная картина молодого художника Влада Кулькова стоит 1 500 евро. Рядом находится тоже его картина, нарисованная маркерами. Она более ранняя и стоит 5 000 евро. Нужно понимать, что сам процесс подготовки к выставке уже подразумевает некие расходы на техническую сторону вопроса. Потому дешевле 800 – 1 000 евро мы не продаем работ. У нас таких просто нет.
- Как вы привлекаете коллекционеров, клиентов?
- У нас есть уже определенный круг клиентов, которые коллекционируют работы определенных авторов или заинтересованы в чем-то новом. Мы, конечно, не сидим и не ждем, когда они приедут. Мы ведем работу - приглашаем людей и показываем, что у нас есть. Можем просто кому-то позвонить или написать в WhatsApp. Конечно, существует некое сообщество людей, которые самостоятельно интересуются тем, что происходит в галерее.
По мнению директора галереи, покупка картины – сложный процесс, к которому нужно прийти.
- Не все же видят необходимость именно в покупке. Это связано с уровнем культурного развития человека. Во-первых, не все люди ценят это искусство, а многие просто не видят смысла его коллекционировать. Немаловажную роль играет и другой фактор. Давайте обратимся к опыту других стран - например, Бельгии. Там люди с детства что-то собирают. И на первую зарплату покупают принт какого-нибудь художника, потому что это ценности, заложенные в них с самого детства. У нас другая история: людям для того, чтобы понять, что им надо, нужно проделать длинный путь. Изначально они это не очень любят и достаточно скептически, консервативно относятся к выбору работ.
- Вы как-то помогаете клиенту в выборе картины? Многие хотят познакомиться с художником лично?
- Самое главное - чтобы человек купил ту работу, которая ему будет нравиться. Мы помогаем только тем, что у нас уже есть определенный список авторов, наработанный годами. Из этого мы и предлагаем что-то на свой экспертный взгляд. Это не означает, что нужно купить всех. Но если понравится хоть один автор, за которым человек будет следить, а потом что-то приобретет, то это уже можно рассматривать как успешную сделку. Многим может нравиться творчество автора до той поры, пока они не познакомились. Он может понравиться как персонаж, так и нет. И тем более, мы никогда не настаиваем на знакомстве с автором.