Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Дина Рубина: «Когда у меня идет работа, я становлюсь волком, который может растерзать»

Общество

Дина Рубина не такой уж частый гость в Москве, поэтому каждый раз, когда она приезжает в Россию, ее время оказывается расписано по часам. Мы беседовали с ней в квартире, которую для Рубиной сняло издательство.На столе лежал блокнот, несколько листков которого были испещрены мелким почерком: намеченные встречи, переговоры, интервью и т.п. Наш разговор постоянно прерывался телефонными звонками редакторов, журналистов, знакомых. [b]Дар даром не дается [/b]– Дина, вы просто нарасхват. Как же при такой загруженности еще успеваете и писать? – В Москву я приезжаю на очень короткое время и, конечно, эти десять дней, которые провожу здесь, загружена с утра до вечера встречами, переговорами и так далее. А пишу, когда нахожусь у себя дома, в своем пустынном и тихом месте.– Недавно в издательстве «Эксмо» вышел первый для вас мистический роман – «Почерк Леонардо». Интересно, каким образом вас занесло в мистику? – Так определили жанр книги в издательстве. Наверное, для того, чтобы повысить продажи. Хотя я с таким определением не совсем согласна. Моя героиня обладает некими сверхспособностями. Но вы не будете спорить с тем, что есть люди, которые видят и могут больше, чем обычный среднестатистический человек. И это тоже реальность, законы которой нам пока неизвестны. Я прикоснулась к этой теме, потому что встречала людей, обладающих экстрасенсорными способностями. Меня очень заинтересовал их внутренний мир, психология и самое главное – отношение к своему дару. Что это для человека – подспорье или обуза? Поскольку этот дар можно принять и как величайшее благо, и как проклятие. Наверное, вот главный круг вопросов, которым посвящена моя книга.– Как вы сами относитесь к мистике? – Я человек земной и вещный, привязанный ко всему земному, к реальным предметам и вещам.И до того как столкнулась с людьми, обладающими сверхспособностями, я вообще предпочитала о таких вопросах не задумываться. На самом деле я и к этому вопросу отношусь весьма вещественно. Вот один человек получает дар – великолепное сопрано, другой может нарисовать прекрасную картину или слепить скульптуру, а кто-то смотрит на вас и видит, как вы в пятом классе школы украли сосиску из школьного буфета.Важно, как человек к этому относится, что он извлекает из этого, готов ли он с этим жить или не готов.– Что думаете об астрологии и каббалистике? – Это разные вещи, каббала – наука. Я не могу сказать, что когда-либо была увлечена чем-то подобным. Это совершенно не мое, хотя на цепочке на шее ношу некий защитный каббалистический знак, состоящий из трех букв еврейского алфавита. Не буду говорить о том, что он означает, но он со мной много лет, и я ощущаю его защиту.– Как вы считаете, написанное влияет каким-либо образом на судьбу писателя? – Это очень таинственный вопрос, задумываться о котором я боюсь. Очень часто у меня такое случается, иногда я даже опасаюсь описывать что-то якобы произошедшее со своими героями.Например, у меня есть повесть «Высокая вода венецианцев», героиня которой не имеет ничего общего со мной. Узнав, что она смертельно больна онкологическим заболеванием, едет в Венецию, где три дня проводит наедине со своей болезнью. И когда моя мама прочитала эту повесть, она с ужасом сказала: зачем ты это написала, неужели не боялась? Я, конечно, боялась, но повесть оказалась сильнее меня.[b]Не обманывайтесь комильфо[/b]– Героиня книги – циркачка, а сейчас в России цирк снова стал привлекать внимание масс-медиа: недавно был показан сериал о цирке, два раза прошла программа «Цирк со звездами»… – Конечно, это случайное совпадение: там, в своей иудейской пустыне, я не смотрю телевизор, не получаю никаких газет и совершенно отделена от жизни. Я думаю, что это в эфире проносятся и встречаются какие-то информационные волны.– Героиня легко предсказывает судьбу различных людей.А вы сами верите в судьбу? – Один из основополагающих парадоксов учения иудаизма заключается в сочетании двух разных постулатов: с одной стороны, все предначертано, а с другой – человеку дан выбор. То есть у человека всегда существует несколько вариантов, предписанных судьбой, и возможность выбора того или другого. Я, конечно, верю в судьбу – было бы странно и самонадеянно полагать, что мы можем решать вопросы, которые совершенно не в нашем ведомстве.– Получается, что надо жить, уповая на судьбу. Но разве не правильнее пытаться строить жизнь самому, и разве идеология «селфмейд-мен» не является одной из самых позитивных доктрин, пришедших к нам за последние годы? – Каждый выбирает себе идеологию сам, по своему уму и мировоззрению. Вы видите единицы людей, которые делают себя сами, но ничего не знаете о миллионах, которые не могут ничего с собой поделать.Они плывут по течению обстоятельств, потому что такими созданы. Человек рождается с таким букетом качеств, которым наделил его Господь. Думаю, вы не раз встречали людей, которые родились от одних и тех же родителей, но нисколько друг на друга не похожи. Например, я совершенно не похожа на свою сестру, а мой муж – на своего брата. Поэтому давайте мы все-таки будем говорить о судьбе. Другое дело, что каждый человек по-своему может быть селфмейдменом. Скажем, будучи мягким и безынициативным, он может окончить какоето учебное заведение, как-то продвигаться по службе. Но все равно определенные реакции и функции у него будут отсутствовать, и, соответственно, он имеет другую судьбу, чем тот, который иначе продвигается по жизни.– А вас можно назвать селфмейдменом? – Да, конечно, потому что мне свойствен колоссальный, невероятный эгоизм в работе.– То есть? – У меня невероятно развито священное желание творческого человека расчистить себе место для работы. Я, конечно, могу какое-то время ухаживать за заболевшим ребенком, посвятить день родителям, но когда у меня идет работа, я становлюсь просто волком, который может растерзать. Это вам могут подтвердить мои домашние.Отключается телефон, утром быстро говорится маме: «Мама, как дела? Все нормально? У меня тоже нормально. Пока».Все – и я сажусь работать. Вот эта воля к созданию собственных миров и есть то необходимое качество, которое привело меня к тому, что я автор многих книг, переведенных на многие языки. Писательская работа – дело одиночки.– Тогда что же такое семья для писателя? – Семья для писателя – это тыл, если он мужчина. А если женщина, то это передовая. И надо одновременно отстреливаться, копать окоп и варить походную кашу. Это трудно – быть женщиной и писателем. Только очень сильный человек может чего-то на этом пути достичь.Сильный, дикий, эгоистичный, закрытый. Пусть вас не обманывает внешнее комильфо, это уже вопрос воспитания и артистизма. На самом деле мои домашние вам подтвердят, что я иногда целыми днями молчу, а трогать меня, если я работаю, вообще нельзя.– Двух ваших детей с этой позицией очень сложно совместить.– Тем не менее у меня дочь и сын. Но когда они росли, я была молодая, у меня было очень много сил – и казалось, что впереди большая жизнь, но я всетаки писала меньше, чем сейчас. Сегодня они уже взрослые люди и, конечно, нуждаются в моей материальной и душевной поддержке, но все-таки они знают: когда мама работает, утром лучше не звонить, а только вечерком, чтобы узнать, как дела.Ну и, конечно, прийдти в пятницу ко мне на ужин.– Который вы готовите сами? – Конечно. Я, между прочим, неплохая хозяйка. Не могу сказать, что пеку какие-то необыкновенные пироги или вышиваю салфеточки, этого никогда не было, но свою семью кормила всегда. [b]Наши дети нас защищают [/b]– Вы пишете на русском, а живете в Израиле. Скажите, отрыв от родного языкового контекста вам не мешает? Ведь писатель, как растение, впитывает в себя голоса, звуки вокруг себя.– Это, конечно, так, но многое зависит и от самого человека.Например, у меня есть подруга, которую в 1973 году в возрасте 19 лет привезли в Израиль из Риги. По идее, такой человек по-русски должен сейчас говорить на уровне твоя-моя, вставляя израильские слова. Тем не менее у нее прекрасная русская речь, она читает русские книги и полностью сохранила себя как человек российской культуры.Это может показаться парадоксом, но русский язык зарубежья отличается от русского языка в России большей чистотой и правильностью. Потому что я не знаю, что такое «крутой парень» или «ернерджайзер». Я называю эти понятия словами, которые приняты в классическом русском языке. Сейчас в России появилось огромное количество странных оборотов, которые далеки от норм русского языка. Да и сами граждане России, тоже не прочь при случае поковеркать язык. Только что я звонила редактору одного журнала, ее не было на месте, и секретарша ответила: «Госпожа такая-то отошла». Хотя у этого словосочетания вполне определенный смысл, не дай Бог, конечно.– Вас можно назвать гражданином мира? – Наверное, нет. Я гражданка очень маленькой, очень проблемной, но дорогой для меня страны. Я живу там почти 20 лет, это мой дом, и я себя ощущаю его гражданином. Когда я долго путешествую, а для меня долгое путешествие – две недели, я начинаю скучать и очень стремлюсь домой. Вот в этом смысле меня нельзя назвать гражданкой мира, но в каких-то творческих устремлениях и взглядах, наверное, можно. Я с удовольствием смотрю на мир, всегда с большим и пытливым интересом рассматриваю не знакомую жизнь вокруг себя.– Я слышал, ваша дочь служила в израильской армии.– И дочь, и сын служили как все. Дело в том, что у нас не так много людей. И наша страна держится на штыках и плечах наших детей. Одно дело большое государство, как, например, Россия, на которую вряд ли кто-либо нападет. А на Израиль за 60 лет его существования нападали объединенные армии нескольких стран. Мы привыкли, что наши дети нас защищают. И от этого у нас формируется особое отношение к этой стране.-У вас там постоянно неспокойно, то и дело войны, конфликты. Наверное, это делает жизнь некомфортной и нервной? – Нисколько, и это тоже еще один парадокс. Если бы мы сейчас оказались на улицах Иерусалима, вы бы почувствовали какую-то необыкновенную расслабленность и покой, разлитые в воздухе. У меня есть приятель, который время от времени приезжает к родственникам в Израиль, и он постоянно удивляется: в Москве я боюсь вечером выходить на улицу, боюсь заходить в темный подъезд, а приезжаю в Израиль, где вроде бы идет война, и беспокойство пропадает, мне здесь совершенно спокойно. Здесь есть некая домашность, хотя на окраинах страны тревожно и ведутся боевые действия. Израиль – очень уютная страна, там все создано для комфортного душевного состояния человека. И, несмотря на сочетание тревоги с этим уютом, там есть масса очаровательных местечек.– Я знаю, что ваш круг общения включает довольно много богатых людей. А насколько высоки ваши доходы? – В жизни нашей семьи были самые разные периоды. Мне приходилось и работать на мизерной редакторской ставке, и занимать достаточно высокооплачиваемую должность в еврейском агентстве в России «Сохнут». Но в последние годы мне повезло: я попала в издательство «Эксмо», которое очень честно выплачивает проценты от проданных книг. А поскольку тиражи мои растут, то растут гонорары, и на сегодняшний день я могу назвать себя совершенно самодостаточным в финансовом плане человеком.– Вы много выступаете. Это, наверное, тоже существенный источник доходов? – Безусловно. Более того, одно время это была главная статья доходов семьи. Особенно много я выступала в Америке, у меня могло быть по 30, а однажды даже 40 выступлений. Правда, в конце этих гастролей я потеряла сознание прямо на сцене. Но в таком туре я могла заработать на целый год, и мы нормально жили. Но сейчас благодаря издательству я живу намного более комфортно. И даже отменила поездку в Америку на осень.[b]ДОСЬЕ «ВМ» [/b]ДИНА РУБИНА родилась в 1953 году в Ташкенте. Окончила Ташкентскую консерваторию. В 1984 году переехала в Москву, а в 1990 году с семьей репатриировалась в Израиль.Первая публикация – в 1971 году в журнале «Юность» (рассказ «Беспокойная натура»). Рассказы и повести печатались в «Новом мире», «Огоньке», «Дружбе народов», «Знамени» и др. Рубина – автор более тридцати книг прозы.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.