Федеральная антимонопольная служба подвела итоги работы за первый квартал этого года
Глава московской антимонопольной службы Армен Ханян в первую очередь отметил, что с каждым годом растет количество обращений в их организацию в рамках обжалования результатов госзакупок.
— С одной стороны, это хорошо, — сказал Ханян. — Значит, люди нам доверяют. Но с другой стороны, огорчает сам факт наличия нарушений в сфере проведения закупок. И это несмотря на большие штрафы.
Со слов руководителя ФАС, основные нарушения, с которыми сталкиваются сотрудники ведомства, — это различные злоупотребления доминирующим положением. Подобное карается штрафом до одного миллиона рублей либо изъятием 15 процентов от месячной выручки предприятия. За недобросовестную конкуренцию нарушителю придется заплатить 500 тысяч рублей.
— За три месяца мы получили 2828 жалоб на госзаказ, что на полтысячи больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, — отметил Армен Ханян. — А по сравнению с 2010 годом эта цифра увеличилась в пять раз.
По поступившим заявлениям выявлено 1405 нарушений. Руководителям предприятий-заказчиков торгов, преступившим закон, выдано 973 предписания.
Часто в последнее время поступают обращения с требованием включить ту или иную фирму в Реестр недобросовестных поставщиков. Из 1552 таких жалоб подтвердились факты в отношении 57 процентов предприятий, которые были внесены в «черный список».
За первый квартал этого года сотрудники московской антимонопольной службы провели 566 проверок, в ходе которых проверили 2620 закупок.
Оказалось, что 70 процентов из них проведены с нарушениями. В прошлом году аналогичные факты подтвердились только по 37 процентам жалоб.
По словам Ханяна, недобросовестные руководители чаще всего устанавливают завышенные, заведомо невыполнимые требованиям к закупкам. Также встречаются необоснованные отказы в допуске к участию в закупочной процедуре и необоснованный отказ заключения договора при наличии потребности в закупке.
— Отрадно, что в последнее время наше подразделение становится больше предупредительным органом, нежели карательным, — отметил Армен Ханян.
Руководитель столичного ФАС пояснил, что нарушителю дается возможность исправить нарушения без применения к нему санкций по существующему законодательству.
— И руководители в большинстве случаев все исправляют, — констатировал Ханян. — Таковых порядка 90 процентов, к остальным применяем санкции.
Также на совещании отметили, что возросло количество жалоб на недобросовестную рекламу.
— Это когда на мобильный телефон приходит адресное сообщение с предложением товара, услуги, или о неком выигрыше в конкурсе, в котором человек не принимал участия и, что самое главное, не давал согласия на такую рассылку , — объяснил Ханян. —. В последнее время мы получили несколько сотен подобных обращений. И это именно те случаи, по которым надо обращаться в ФАС, а не в полицию.
Армен Ханян также отметил, что штат у ведомства небольшой — чуть более сотни человек, которые обслуживают многомиллионный город. Но на нагрузки никто не жалуется.
В ходе встречи глава ФАС ответил на волнующие предпринимателей вопросы. Те, кто хотел получить более подробную информацию, оставляли свои вопросы в письменном виде. Каждый получит официальный ответ.