Образование с проблемами
В НОВЫЙ учебный год российская система среднего образования вступила с целым рядом проблем. Самый главный из них – нерешенность вопроса с Единым государственным экзаменом.С одной стороны, с ЕГЭ вроде бы все понятно: 1 января вступает в силу Федеральный закон, согласно которому в этом учебном году выпускники школ все экзамены будут сдавать только в форме тестов. С другой стороны, и в Министерстве образования и науки РФ, и в столичном Департаменте образования поговаривают о том, что математику стоит исключить из списка обязательных экзаменов, поскольку гуманитарии с ним справляются плохо. И это портит всю картину школьных аттестатов. По крайней мере, так случилось в прошлом учебном году, когда одиннадцатиклассники получили за ЕГЭ по математике огромное количество «двоек» – почти 21 процент московских школьников.– Сейчас никто точно не знает, как будут проходить экзамены в мае, в то время как в сентябре школьник имеет полное право знать, в какой форме он должен сдавать экзамен в конце учебного года, – считает депутат Мосгордумы, председатель Комиссии по науке и образованию Евгений Бунимович. – Еще одна проблема, возникшая в связи с введением ЕГЭ, – сокращение в образовательных учреждениях учебных часов по литературе.Поскольку Минобрнауки в прошлом году сделал литературу «предметом по выбору», отменив таким образом ее обязательность, школьные педагоги стали сокращать количество учебных часов по этому предмету, увеличивая количество часов русского языка.– А что остается делать? Ведь надо подготовить выпускников к сдаче ЕГЭ по русскому языку, – говорит заслуженный учитель Москвы Елена Лубчева. – Вот и приходится в ущерб литературе натаскивать ребят на тестирование по русскому. Иначе они экзамен не сдадут.Кстати, такая же история происходит и с балансом учебных часов по алгебре и геометрии. Поскольку в экзаменационных тестах больше заданий по алгебре, учителя больше занимаются с учениками алгеброй, сократив до минимума программу по геометрии.Две главные задачи отечественной системы среднего образования – дать ученикам необходимый, точнее, положенный базисным планом объем знаний и сохранить и без того слабое здоровье школьников. Последнее немаловажно, поскольку, по статистике врачей, 70 процентов первоклассников к одиннадцатому классу приобретают целый букет заболеваний: близорукость, гастрит, искривление позвоночника, расстройства нервной системы. В последнее время проблема здоровья встает особо остро, потому как из-за постоянных школьных экспериментов с программой дети получают колоссальную перегрузку.Чтобы «и волки были сыты, и овцы целы», медики разработали «Санитарно-гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».[b]О партах, цветах, температуре и туалетах [/b]Санитарно-гигиенические требования строго регламентируют всю школьную жизнь, начиная от распределения учебной нагрузки в разных классах и заканчивая правилами установки парт и цветочных горшков в классных комнатах. Согласно правилам, парты должны быть удалены на 2,4–2,7 метра от учебной доски, проход между рядами может составлять не менее 60 см, расстояние между последними столами и стеной не должно оказаться меньше 70 см, а от стола учителя до доски – меньше 100 см.С цветами тоже не допустимо самоуправство. Расставлять их на подоконниках СНИПы запрещают. Размещать их следует в переносных цветочницах высотой 65–70 см от пола или в подвесных кашпо в оконных простенках.После каждого урока классы следует проветривать, а в теплые дни можно даже проводить занятия при открытых форточках и фрамугах. Температура в учебных помещениях должна составлять 18–20°С, в актовом зале, кабинетах музыки и пения, лекционной аудитории – 20°С, в спортзале – 15–17°С, в раздевалке спортивного зала – 19–23°С, в коридорах и холлах – 16–18°С, в библиотеке – 17–21°С, в вестибюле и гардеробе – 16–19°С.Что касается туалетов, то они должны быть на каждом этаже для мальчиков и для девочек. Причем двери кабинок не могут закрываться за запоры. Количество санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 0,5 лотковых писуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Входы в санузлы не следует располагать напротив дверей в классы. Также умывальники следует устанавливать в помещениях начальных классов, лаборантских, учительской, кабинете врача, кабинете труда или мастерской.[b]Об учебном процессе [/b]Согласно СНИПам нулевые уроки запрещены во всех школах. Сдвоенные уроки по основным предметам разрешены только в средней и старшей школе, да и то лишь в том случае, если они идут после физкультуры или динамической паузы не менее 30 минут. Что касается школ, в которых существует несколько учебных смен, то ребята 1-го, 5-го и выпускных классов должны заниматься только в первую смену. В школах с углубленным изучением предметов, лицеях и гимназиях вообще не должно быть второй смены. Что касается учебной нагрузки, то во 2–4-х классах она должна составлять 25 часов при пятидневке, 22 – при шестидневке, в 5-х классах – 31 и 28 часов соответственно, в 6-х классах – 32 и 29 часов, в 7-х классах – 34–31 час, в 8–9-х классах – 35–32 часа, в 10–11-х классах – 36–33 часа.[b]ПРЯМАЯ РЕЧЬ [/b]Татьяна ПОТЯЕВА, депутат Мосгордумы: На протяжении лета на всех уровнях – в школах, в городском Департаменте образования, в Министерстве образования – шли консультации по проблемам, возникшим с проведением ЕГЭ в прошлом учебном году. Обсуждались недочеты контрольно-измерительных материалов, вопросы соответствия шкалы перевода баллов за ЕГЭ в оценки разных институтов, анализировалось качество проверки тестов. Я надеюсь, Минобрнауки учтет все критические замечания, которые были высказаны. Несмотря на те минусы, которые вскрылись во время проведения экзамена, ЕГЭ все-таки является единственной формой независимой аттестации школьников. И я надеюсь, что в следующем году он приобретет более совершенные формы, чем в этом.