Построен новый дюкер или подземный канал большого сечения
В ОГРОМНОМ хозяйстве МГУП «Мосводоканал» появилось новое уникальное сооружение. Под Москвойрекой построен новый дюкер или подземный канал большого сечения.Его длина – полтора километра, а диаметр – 4 метра, что немногим меньше, чем в тоннелях метро с диаметром в 5 с половиной метров.Главная особенность этого дюкера в его местоположении под территорией музея-заповедника «Коломенское». Учитывая особый международный статус музея, близость памятника мирового культурного наследия ЮНЕСКО – церкви Вознесения, а также необходимость не прерывать судоходства по Москве-реке, была поставлена задача обеспечить высокую надежность транспортировки сточных вод через тоннель. Это определило протяженность тоннеля, выбор его трассы и технологии строительства, которая, по мнению специалистов, имеет сходство с технологией строительства коллайдера в Альпах и других знаменитых тоннельных сооружений.[b]«Коломенское» живет своей жизнью[/b] Два года шло строительство дюкера. Многие тысячи москвичей посещали любимый музей-заповедник, не прерывалось судоходство. И никто, кроме самих строителей, кажется, не знал не догадывался, что здесь ведутся очень серьезные работы. Было сделано все, чтобы не пострадали ценнейшие памятники истории, культуры и природы, сохранился режим подземных вод.Поэтому был выбран бестраншейный и бесшахтный метод прокладки подземного канала без всякого вмешательства в неповторимый рельеф «Коломенского», где ярко выражен контраст высокого левого берега и низкого правого, на котором расположены старейшие в городе и крупнейшие в Европе Курьяновские очистные сооружения.Так уж давно сложилось, что у северных границ заповедника расположена одна из самых крупных связок подземных коммуникаций, откуда сточные воды, поступающие из Центрального, Западного, Юго-Западного и Южного округов города самотеком направляются в Курьяново. В разные годы – с 1940-го по 1983-й – здесь были проложены 16 стальных дюкерных переходов диаметром 1,2–1,4 метра. А срок службы стальных трубопроводов всего 20 лет. Некоторые трубы имели очень большой процент износа. Их эксплуатация становилась небезопасной для экологии реки и заповедника. Московская жемчужина оказалась под угрозой.[b]Труба в трубе[/b] И тогда Мосводоканал принял решение о реконструкции этого участка городской канализации. Дюкеры обновляют методом «труба в трубе».Суть этого метода в том, что никаких канав не копают, в старую дюкерную нитку с помощью специальных устройств протаскивают полиэтиленовую трубу, а старая труба превращается в футляр, то есть используется как некая ограждающая конструкция.С 2004 года таким способом уже восстановлено 8,8 километра трубопроводов, или 11 дюкерных переходов из 16. Но рабочее сечение труб при этом уменьшилось, и их пропускная способность снизилась примерно на треть. Вот почему потребовался совершенно новый дюкер большого сечения. Правительство Москвы выделило на его сооружение 720 миллионов рублей.[b]Почти как метро [/b]Можно сказать, что Мосводоканал не только освободил город от вечных канав с кучами земли, которыми в прошлом сопровождался ремонт любых трубопроводов, но и повысил культуру освоения подземного пространства. На смену лопатам бесповоротно пришли высокие технологии. Прокладка тоннеля выполнена проходческим щитом, как при строительстве метро. Кто был во вновь построенных тоннелях столичной подземки, увидит как много здесь похожего.При строительстве использовали всего 2 котлована: монтажный, или стартовый, на Курьяновском берегу, откуда круглый щит канадского производства начал проходку, и демонтажный, из которого щит был удален.Этот второй котлован, расположенный в отдалении от исторических сооружений, рядом с дирекцией заповедника и кафе, совершенно не бросался в глаза посетителям «Коломенского.» Дюкер получился самым глубоким в Москве, что продиктовано рельефом местности и выбором оптимальных грунтов. Под рекой на протяжении 300 метров он проходит на глубине 20 метров ниже дна по прямой, потом начинает довольно круто подниматься, что необходимо для самотека. Вообще пропускная способность трубопровода напрямую зависит от его уклона. Тоннель заметно поднялся под высоким берегом, но все равно здесь находится максимально заглубленный его участок примерно в 50 метров.При прокладке дюкер одевали в «железобетонную рубашку», то есть с высокой точностью собирали стены из тюбингов, которые будут воспринимать все нагрузки – как извне, так и от транспортируемой жидкости.Коллектор построен, и техническая комиссия признала его готовым к гидравлическим испытаниям.[b]Испытание очищенной водой[/b] – У нас такой порядок ввода дюкеров, – поделился с «ВМ» начальник производственного управления Мосводоканала Михаил Богомолов.– Мы вели надзор за ходом строительства, а теперь приступаем к испытаниям. Есть определенные нормы при заполнении подобных сооружений чистой водой. Она более «пронырлива», чем сточная. Мы проверим построенный дюкер очищенной водой из Курьяновских сооружений.Надеюсь на позитивный результат.Запуск этого дюкера в эксплуатацию позволит переправлять за сутки до трех миллионов кубометров сточных вод. Он даст возможность в будущем году завершить реконструкцию 5 оставшихся ниток, выработавших свой ресурс трубопроводов. Тогда на десятилетия будет полностью исключена возможность каких-либо аварийных ситуаций в районе. популярнейшего среди москвичей и иностранных туристов музея-заповедника...Любопытно, но как строился дюкер в «Коломенском» мы воочию увидели в Чертанове. Просто там сейчас происходит тоже самое.[b]Работает мини-дизелевоз [/b]В Чертанове уже пройдены 500 метров будущего подземного канала, длина которого составит 4 километра. Он через Москву-реку у Сабурова выйдет к Курьяновским очистным сооружениям. На этот дюкер из городского бюджета выделены 2 миллиарда рублей. Сюда из «Коломенского»прееехала вся техника, включая мини-локомотив – крохотный дизелевоз.Наш старинный паровозик «Кукушка» показался бы рядом с ним великаном.Этот дизелевоз вместе с зубчатой железной дорогой, по которой он едет со скоростью 3–4 километра в час, разработан в Чехии специально для строительства тоннелей, имеющих крутые подъемы. Он тянет за собой три тележки с грунтом. По рельсам катятся колесики, а большие шестерни под составом идут по зубьям между рельсами, чтобы поезд в случае отказа тормозной системы не мог скатиться вниз, где работают строители.Уникальные работы выполняются для Мосводоканала в разных уголках Москвы. В частности, реконструируются и строятся новые дюкеры, длина которых на сегодня превышает 100 километров.