Рынки и ярмарки отступают, но не сдаются
По данным исследования, проведенного одной из российских компаний, 15 процентов товарооборота, которые потеряли столичные рынки и ярмарки, вобрали в себя крупные торговые сети.
Как отметил президент Гильдии маркетологов Игорь Березин, они наращивают свое присутствие на рынке, но это длительный процесс, поэтому говорить о существенном приросте товарооборота за счет других площадок не приходится.
— Но данные о существенных потерях рынков удивляют. Дело в том, что в Москве из года в год открываются сезонные ярмарки, ярмарки выходного дня. И в целом ситуация в рознице достаточно стабильна — на долю рынков в Москве приходится 10–12 процентов товарооборота продуктов питания, — заявил Березин. — За последние годы не был закрыт ни один крупный рынок, более того — их число растет за счет сезонной торговли овощами, фруктами, ягодами.
Березин подчеркивает, что крупные ретейлеры не смогут победить рынки в конкурентной борьбе. Например, магазинам сложнее продать свежую, сезонную продукцию. Рынки же, в свою очередь, уступают сетям в том, что у них нет условий для длительного хранения такой продукции, как мясо и молоко.
В то же время заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Владимир Ионкин отмечает, что за последнее время ввиду экономических трудностей покупательский спрос просел, и это касается всех сегментов торговли. В связи с этим многие крупные ретейлеры достаточно часто проводят различные акции со скидками. И покупатели, изучая эти промопредложения, смотрят, где выгоднее приобретать те или иные категории товаров. Таким образом, изменилось так называемое покупательское поведение.
— Кроме того, согласно статистике прошлого года, в крупных сетевых магазинах цены в среднем на 11 процентов ниже, нежели в других торговых точках, — рассказал Ионкин. — И покупатель в кризисных условиях проголосовал рублем.
Но у рынков, по словам эксперта, есть значительные конкурентные преимущества перед торговыми сетями. Речь идет прежде всего о подходе к покупателям, а также о качестве продукции. Чтобы понять, как обстоит ситуация в реальности, корреспондент «ВМ» отправилась на Дорогомиловский рынок и пообщалась с покупателями и продавцами.
Как отметила москвичка Елена Дугина, ее семья в последнее время действительно стала экономить, но это коснулось прежде всего деликатесов, которые в основном покупают на праздники.
— Мясо, молоко, рыба — продукты, которые ежедневно присутствуют на нашем столе. И покупаю я их на рынке. Потому что уверена в качестве товаров, да и цены здесь ниже, чем в большинстве магазинов, — рассказала Елена.
Сами рыночные продавцы сейчас отмечают небольшое снижение спроса, но объясняют это сезонностью — летом покупателей всегда становится меньше. В целом же величина среднего чека за последние годы практически не изменилась.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Немерюк, руководитель Департамента торговли и услуг Москвы:
— В Москве все чаще внедряются и успешно работают цивилизованные форматы торговли — межрегиональные ярмарки, ярмарки выходного дня и гастрономические фестивали. Меняется и формат деятельности традиционных рынков. Они продвигают современную культуру торговли, совмещая продажу сельхозпродукции с тематическими кафе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Овощи и фрукты готовятся подешеветь
С января по май стоимость минимального набора продуктов питания в России увеличилась почти на 10 процентов. В Москве — на 11 процентов. О причинах такого явления корреспонденту «ВМ» рассказали опытные эксперты (далее...)