Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Купол храма Христа Спасителя расписывали по фотографии

Общество
1994 год. Евгений Максимов работает под куполом храма Христа Спасителя. Температура на высоте 76 метров достигала 50 градусов. Однако сделано все было в срок и на века
1994 год. Евгений Максимов работает под куполом храма Христа Спасителя. Температура на высоте 76 метров достигала 50 градусов. Однако сделано все было в срок и на века / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»
Одним из самых ярких достижений современной реставрации можно назвать восстановление росписи центрального купола храма Христа Спасителя. О том, как проходила эта уникальная работа, «ВМ» рассказал ее автор — академик Российской академии художеств, проректор Суриковского института Евгений Максимов.

Как восстановить роспись и передать изначальный замысел художника, если от главного храма страны, взорванного в 1937 году, осталось несколько черно-белых фотографий?

— От росписи главного купола — восседающий на облаках Господь Саваоф, младенец Иисус с хартией, на которой начертано «Логос», и Духом святым в виде голубя — осталась лишь одна черно-белая фотография и несколько картонов Ивана Крамского, которые нам удалось обнаружить по разным областным музеям, — говорит Евгений Николаевич.

Оказывается, около 80 процентов фресок были утрачены уже к началу XX века! Храм постоянно подтапливался, и росписи неумолимо разрушались. Вот так храм, который строили всем миром 44 года, был утрачен практически за тот же срок. Удивительно, но проекты воссоздания храма велись с середины 1980-х. Инициатором этой работы был академик Полянский, к слову — автор проекта лагеря «Артек». Так что к началу 1990-х, когда было принято историческое решение, вся информация была собрана.

— Фотография не давала представления о цветах, зато давали сохранившиеся в письмах описания Крамского — рубашечка розовая, плащик зелененький. Здорово нам помог эскиз, который Зураб Константинович Церетели купил где-то в Швейцарии на толкучке. Он принадлежал художнику из бригады Крамского. И по этой цветовой схеме можно было смоделировать, каким же был цветовой крой, — вспоминает Максимов.

Но как же добиться сохранности новых фресок?

— Расписывать по технологии XIX века было бессмысленно. Там много было сделано технологических ошибок. Древние технологии в то время уже не соблюдали, придумывали все сами — примерно как сейчас — быстрее-быстрее. Если бы мы повторяли эту технологию, года за три все это почернело бы. Мы не смешивали краски, а наслаивали один цвет на другой по просохшему слою. Это называется оптическое смешение цвета, оно самое долговечное. С годами краски становятся еще более прозрачными, и конгломерат разных слоев дает такой неповторимый цвет, который невозможно достичь на палитре.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!     

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.