Старинные тайны Тверской Заставы
Тверская застава образовалась в 1742 году. Построенные тогда деревянные ворота были заменены в 1814 году Триумфальной аркой для встречи русских войск — победителей Наполеона. Ее сменили более основательной через 20 лет. Затем снесли и ее, а площадь застроили дешевыми доходными домами. В 1870 году здесь открыли Смоленский вокзал, ныне — Белорусский.
Современное название площадь получила в 1932 году. Строили тут много разного. Ставили памятник Максиму Горькому, разбивали аллею, открывали путепроводы и даже однажды открывали амбулаторию (поликлинику). Но все благополучно сносилось. Единственное улучшение, пронесшееся стрелой сквозь века, — жилье вокруг площади становилось все дороже и выше классом. А ситуация с транспортным потоком ухудшалась год от года. Нет, не зря с самого начала площадь назвали заставой и ставили здесь препятствия для дорожного движения: ворота, арку, аллею, памятник. А затем и вокзал.
Опрошенные «ВМ» историки лишь разводят руками. Некоторые даже склоняются к мистическому объяснению каверз, возникающих на пути «покорения» площади: дескать, все пошло еще с XIV века, когда Москва враждовала с воинственной Тверью. Тогда и стали московиты сужать проход и проезд. И вообще — это направление войны.
— Белорусская площадь исстари была проблемной точкой столицы, — говорит Николай Щепетков, профессор МАРХИ.
— Над узлом этого места бились несколько поколений градостроителей. Увы, без особенного успеха. Особую роль в этом месте играет вокзал. Главная задача современных градостроителей — совместить автомобильную проходимость с железнодорожной, а теперь и подземной.
Архитектор и искусствовед Борис Пастернак прежде всего подчеркнул особую важность площади в историческом ракурсе:
— Это площадь побед нашей страны, нашего города. Над Францией, нацистской Германией. В довоенный и послевоенный периоды было несколько проектов реконструкции площади — ее хотели расширить, сделать трапециевидной, чтобы вокзал был виден со всех сторон. С развитием городской структуры она оказалась несколько на отшибе, выпадала из улицы Горького, ныне Тверской. Предыдущий мэр отдал площадь предпринимателю с условием, что тот, развивая наземную коммерцию, создаст подземный транспортный узел. Бизнесмен снес все, что мог, а под землю не полез вообще — его ведь интересовала лишь прибыль. Нынешнее руководство города имеет перед собой несколько проектов — среди них и расширение магистрали на несколько полос. Брестские улицы — основное связующее звено Белорусской площади с Садовым кольцом. Эта площадь — серьезнейший вызов для градостроителей.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!