«Работаем для тех, кому интересна жизнь чудаков»
[i][b]«Улица Гоголя» – это российская версия западного формата «Shiller Strasse», который вот уже четвертый сезон с успехом идет на телевидении Германии. Главная интрига шоу – актеры работают в жанре импровизации, без заготовленного текста.[/b][/i]Большинство актеров в шоу – театральные. Это Галина Кашковская (Мастерская Петра Фоменко), Григорий Багров (Московский камерный театр), Мириам Сехон (Студия Сергея Женовача), Михаил Крылов (Мастерская Петра Фоменко), Максим Виторган (МХТ имени Чехова), Наталья Мотева (ТЮЗ), Зоя Кайдановская (Театр имени Маяковского), Дмитрий Хрусталев (КВН), Виктор Васильев (КВН), Елена Морозова (Театр имени Станиславского).Место действия сериала – квартира на улице Гоголя. Декорации квартиры построены в зале, где прямо во время съемок присутствуют зрители. Закадрового смеха не будет. Задача актеров – выполняя самые невероятные команды режиссера Алексея Аграновича, импровизировать на сцене. Действо снимут и облекут затем в вид своеобразного сериала.По формату – шоу, режиссер Агранович и сам одно из действующих лиц. Именно он по ходу съемок дает остроумные команды в наушники актерам, каждому по очереди. Другие актеры при этом совершенно не в курсе, что только что сказали их коллеге и почему он вдруг, к примеру, начал дергаться или бешено таращить глаза. Только зрители, которые видят команды на экране, знают, что режиссер попросил актера сыграть, как по нему ползает колония муравьев или вообразить себя пауком-тарантулом. Впрочем, корреспонденту «ВМ» удалось воочию наблюдать съемки одной из серий.Изначальный сюжет, который режиссер втайне от актеров сообщает зрителям, следующий. Главная героиня Галина (Кашковская) собирается ехать в путешествие. Однако зарабатывает она немного и оплатить поездку самостоятельно не может. Поэтому Галина ищет попутчика модным нынче способом – по Интернету. Этого попутчика Галина и приглашает к себе домой для знакомства. Девушка нервничает, так как хоть она и оговорила с компаньоном, что «интим не предлагать», но ждет подвоха. Дальше Галина появляется на сцене и начинается импровизация. Режиссер дает Гале команду: «Ты лежишь на пляже, а спутник посягает на твое стройное тело». Галина ложится на диван, кладет рядом с собой плюшевого мишку и играет: «Что вы делаете, уберите руки! Мы же договорились, никакого интима! А если терпеть не можете – таблетки пейте!» – отчитывает она плюшевого мишку.Через некоторое время на сцене появляется Миша (Крылов). Режиссер командует ему в наушник: «Миша, ты сутенер и вербуешь девушек в Турцию». Миша говорит Гале: «Так ты в путешествие собираешься? Давай, в Турцию поедем, там работать сможешь… секретарем, только паспорт мне отдай!» – и хищно приближается к Гале. Дальше актеры обсуждают, каким будет Галин интернет-спутник: «Наверное, он будет блондин с голубыми глазами или лучше с одним глазом зеленым, а другим – голубым!» – мечтает Галя. Однако на знакомство к Галине приходит актер Григорий Сиятвинда, жгучий брюнет. Представление продолжается: то режиссер просит Григория изобразить, что его тошнит от вида вина, а то – что ему лень моргать, то просит рассказать Галине секрет своего «загара». На что Григорий нашелся что сымпровизировать: «Главное – намазаться вазелином. Лучше с банановым вкусом. Вазелин образует «линзу» и загореть можно намного быстрее!» И это еще не самые неожиданные задания, которые может дать актерам режиссер. У Алексея Аграновича в запаснике есть так называемая «библиотечка шизофреника» на 100 абстрактных задач для актеров.Например, он может их попросить изобразить запеченную говядину, человека-собаку, расставить точки над i или послать коллегу за шампанским «как президент Буш».[i][b]«Зажим пропадает и начинается импровизация»[/i]Алексей АГРАНОВИЧ, режиссер:[/b]– Наши актеры не должны играть образы. Они должны быть собой и существовать в предлагаемых обстоятельствах так, как это делали бы в реальной жизни. Скажем, у Миши Крылова и Гали Кашковской есть только одна прописанная сценаристом линия, – Миша влюблен в Галю, а Галя находится в поиске. Дальше, каждая серия – это вереница этюдов на заданную тему. Наша задача – управлять ими, но как будут развиваться события в серии, зависит только от актеров. Вот сегодня мы снимали серию: в гости к Гале пришел ее приятель бармен бара «Пюре», ребята так и зовут его – Пюре. Он такой долговязый, рефлексирующий, похожий на ослика Иа… Да, собственно, такой у нас и актер Григорий Багров, который играет Пюре. Актеры готовили Пюре сюрприз, у него был день рождения.Об этом знали все, кроме самого именинника. Именинник же собирался на свидание с девушкой и хотел познакомить ее с друзьями.Но девушка на свидание не явилась, грустный Пюре пошел к друзьям, но они не успели еще подготовиться к празднику и пытались спровадить его. Гриша Багров так до конца серии и не догадался, что у его героя был день рождения.Получилась такая лирическая серия, немного для нас нетипичная, потому что мы стараемся делать комедию положений, которая, бывает, доходит до абсурда. Например, Галя – главная наша героиня, работает в журнале «Сад и дом», «садом», как мы его ласково называем. О ее работе мы практически ничего не знаем, но в одной из серий ее «осенило», что она, оказывается, психотерапевт. Она «проанализировала» каждого из своих друзей. В другой серии Галя решила заняться дайвингом. Для дайвинга что самое главное? По мнению Гали – это красавцы–дайверы. Галя нашла компанию, в которой проводят базовый курс дайвинга на дому. Иногда мы вводим на площадку guest stars, так вот дайвера у нас сыграл Артур Смольянинов. Артур учил Галю правильно дышать под водой, погружаться. Надо вам сказать, что это была практически интимная сцена и Миша, естественно, жутко приревновал Галю.[b]– Артур, как и Григорий Сиятвинда в сегодняшней серии, должен был импровизировать?[/b]– Артур был поставлен ровно в те же условия, что и все остальные. Он знал, что должен сыграть дайвера, который коротает время между «нырками», обучая клиентов этого странного агентства. Он, конечно, понимает, что учить дайвингу на дому – это полная ерунда, поэтому ездит на вызовы только к женщинам. Дальше – Артур начинал импровизировать, слыша в наушник мои задания. Например, я попросил его вспомнить, как он нырял с Макаревичем.[b]– Есть линии взаимоотношений между героями, которые развиваются от серии к серии?[/b]– У нас не реалити-шоу, но мы следим за тем, как развиваются отношения между актерами и стараемся за этим следовать. Так, помимо симпатии Миши и Гали, мы наметили перспективу в отношениях хозяина квартиры, где живет Галя, Льва (Максим Виторган) и Аси (Мириам Сехон). Хотя героев мы не объединяем в сложившиеся пары, потому что тогда пропадет интрига. Они должны быть немножко одинокие и сомневающиеся. За границей «импроком» – очень распространенный жанр. В США есть телеканалы, которые вещают только программы в жанре импровизационной комедии. С российским зрителем что-то может не сложиться. Риск есть всегда. Скажем, мы сняли две серии, которые точно нельзя показывать, брак.[b]– В чем была проблема?[/b]– На съемочной площадке у нас есть зрительный зал, так что актеры иногда слишком работают на зал и забывают про камеры. Иногда переигрывают, иногда стараются «выехать» на заготовках, а не получается. Зато четыре с половиной серии сняли такими, как нам и хотелось. Как только актеры становятся самими собой, свободно существуют в заданной теме, зажим пропадает и начинается импровизация.Мне кажется, что живой юмор, может быть привлекательным для зрителя. Мы рассчитываем на тех, кому интересны другие люди. Тот, кто смотрит реалити-шоу, – наш зритель, за исключением уж совсем конченых вуайеристов. Мы работаем для тех, кому интересна жизнь чудаков.[b]«Юмор не по Станиславскому»[i]Продюсеры Антон КАЛИНКИН и Владимир ПОНОМАРЕНКО ответили на вопросы «ВМ»:[/i]А. К.:[/b] – Телевидение развивается волнообразно. Был прилив ситкомов, появились успешные проекты – и стало модно заниматься этим направлением. Сейчас приходит мода на «импроком» – импровизационную комедию.Технологически мы формат «выдерживаем» полностью; так же как это делают немцы. У каждого актера есть наушник, через который режиссер делает «вбросы», то есть подает различные команды. При этом существует «базовый» сценарий, известный всем актерам изначально. Это тема серии, вокруг которой будет строиться импровизация. Мы стараемся учитывать особенности национального юмора. Немцы, например, могут смеяться четыре серии подряд над проблемой подорожания студенческих проездных. У нас меньше социального юмора.[b]– Импровизационный юмор – новость для нашего ТВ. Нет опасений, что его не примут зрители?В. П.:[/b] – Честно говоря, мы боялись этого проекта, потому что понимали, что школы импровизации у нас в стране нет. Система Станиславского, которой привержены российские актеры, изначально имеет другое направление: работа по тексту, поиск «зерна» роли. Кастинги актеров шли у нас два с половиной месяца. В итоге мы пришли к «симбиозу» драматических актеров и представителей КВНа, к сосуществованию разных типов актерской импровизации в рамках одного проекта. Из 200 претендентов на участие в проекте, среди которых были и «медийные лица», и люди, популярные в тусовке, и специализирующиеся на проведении вечеринок, мы в итоге остановились на десяти. Потом начались актерские тренинги. Питерские театральные преподаватели занимались с актерами импровизацией.[b]– Почему решили отказаться от «медийных лиц»?А. К.:[/b] – Некоторые знаменитости приходили к нам на кастинг, но они не могут импровизировать. Большие звезды имеют свое амплуа, они привыкли быть защищенными готовым текстом. Они начинают разговор так: «Дайте мне текст, я почитаю и посмотрю, буду ли играть». Когда мы им говорим, что не знаем, что им придется играть через несколько секунд, они от проекта отказываются. Нас же интересует внутренняя подвижность актеров с точки зрения импровизации, хотя не могу сказать, что подобранный актерский состав получился оптимальным.