Роль Галилео досталась его коллеге-физику
Новый зрительный зал под открытым небом рассчитан на 150 человек. Площадка установлена на высоких опорах. По задумке, так гости спектакля будут ближе к небесным звездам.
Премьерная постановка началась с наступлением темноты — для большего погружения зрителей в атмосферу тех времен, когда Инквизиция приговорила итальянского ученого к тюрьме за свое учение о движении Земли. Весь спектакль Галилео в суде рассказывает о том, что привело его к отказу от собственных убеждений. Он предстает не только перед судом католической церкви, но и перед судом потомков. Бертольд Брехт в своей пьесе назвал Галилео «предателем» за то, что «он повел свою науку на борьбу и предал ее в ходе борьбы». Хрестоматийное высказывание «А все-таки она вертится» — не более, чем миф. Этих слов на суде Галилео не произносил.
В роли Галилео — доктор физико-технических наук Григорий Амосов. Режиссер Юхананов уговорил на эксперимент ученого, чтобы добиться максимального приближения к герою. Зритель поражен тем, что Григорий Амосов — человек как бы из другой эпохи. И звучание речи у него не современное — степенное, медленное. При этом Галилео не поет. Опера в данном случае — условный формат, в спектакле никто не поет. Играет скрипачка в белом длинном платье, и мужской оркестр. Музыканты — в красных бархатных одеждах, напоминающих мантии инквизиторов.
Электротеатр с помощью передовых технологий создает изображения телескопов, которые принимают разные формы и даже танцуют. Именно Галилео изобрел телескоп с выпуклым объективом, дающим трехкратное увеличение. Обо всех своих научных открытиях Галилей рассказывает публике в зале заседаний. Оправдывается ли? В голосе актера есть нотки человека, который ради спасения жизни отрекается от науки. Неприятные нотки житейского компромисса. Эту тему усиливает музыка. Ее для оперы сочиняли пятеро композиторов: Сергей Невский, Кузьма Бодров, Дмитрий Курляндский, Кирилл Чернегин, Павел Карманов — и каждый писал свою тему.
Постановка «Галилео. Опера для скрипки и ученого» — совместный проект Электротеатра «Станиславский» и Политехнического музея. Продюсером спектакля и соавтором текста выступил директор образовательных программ Политехнического музея Иван Боганцев.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Борис Юхананов, Художественный руководитель Электротеатра «Станиславский»:
- В результате всей реконструкции театра мы получили прекрасное фойе, существующее как пространство, в котором также проходят спектакли. На лестнице идут музыкальные концерты и спектакли. У нас есть сцена-трансформер и все важные для жизни театра пространства.
КСТАТИ
Tеатральный двор Электротеатра «Станиславский» станет сезонной площадкой для проведения концертов, фестивалей, выставок, лекций, кинопоказов. Проект принадлежит архитектурному бюро, создавшему и основное здание театра.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!