Важна каждая мелочь. Дознаватели собирают улики и выводят преступников на чистую воду
На столе замначальника отдела дознания УВД ЮВАО Евгения Лукина лежит папка с материалами уголовного дела на организатора наркопритона. Офицер уверяет, что, несмотря на кажущуюся очевидность, такие дела очень трудоемкие. Чтобы они ушли в суд, нужно доказать системность в действиях хозяина квартиры.
— То есть доказать, что он неоднократно, как минимум дважды, собирал в своем жилище людей с целью употребления наркотиков, — объясняет подполковник полиции. — Факт приема наркотиков подтверждается только медицинским освидетельствованием: врачи берут у задержанных кровь и проверяют — есть ли в ней запрещенные вещества.
Как правило, сами наркоманы не спешат сообщать полицейским истинные цели своих «дружеских собраний». Поэтому их и приходится везти в больницу, не спрашивая на то разрешения. Несмотря на сложность, правоохранители считают борьбу с притонами важным делом. Ведь ладно бы наркоманы вредили только себе. Но, как правило, такие люди нигде не работают, а покупка дозы подразумевает наличие у наркомана денег. Где их взять? Ответ на поверхности: украсть. Так ликвидация притонов благоприятно сказывается на общем уровне преступности в городе.
Впрочем, организаторы притонов тоже не сидят сложа руки. Сутенеры, например, чтобы уйти от ответственности, маскируют свои заведения под невинные массажные салоны. Доказать, что сотрудницы такого салона занимаются проституцией, непросто.
— По уголовному делу в данном случае обязательно назначается культурологическая экспертиза, — объясняет подполковник Лукин.
Чтобы эксперт дал правильное заключение, дознавателю нужно обнаружить и изъять на месте преступления как можно больше вещественных доказательств: например, «игрушек» или других инструментов, с помощью которых «массажистки» доставляют удовольствие клиентам. Также необходимо допросить всех сотрудников «салона». И это лучше всего делать в первый же день, так как работают в них в основном приезжие. Впоследствии они могут попросту уехать.
Последний из выявленных на данный момент притоновборделей на территории Юго-Восточного округа оказался специфическим. Ведь работали в нем, по курьезному совпадению, девушки из Вьетнама. И обслуживали экзотические жрицы любви исключительно своих же соотечественников. Чужакам сюда вход был закрыт: даже рекламу в печатных изданиях хозяева «салона» давали на вьетнамском языке. Поэтому выйти на них полицейским было сложно. Да и вести процесс было делом непростым: все материалы нужно было переводить на вьетнамский язык, а с подозреваемыми общаться через переводчика.
Сегодня в Юго-Восточном округе работает 149 дознавателей. За первое полугодие текущего года они расследовали около 4,8 тысячи уголовных дел небольшой или средней тяжести. В основном кражи и грабежи.
— Из них 984 были направлены в суд, — говорит Евгений Лукин. — То есть средняя нагрузка на одного дознавателя 6,6 уголовных дела, что выше среднегородского показателя.
Но есть и лидеры. Например, Оксана Белановская из отдела полиции района Некрасовка. Она за полугодие направила в суд 25 уголовных дел. Это лучший результат по округу. За ней — Сергей Королев из Жулебина, он закончил 22 дела.
— В органах внутренних дел дознание — подразделение относительно молодое, — говорит в завершении нашей встречи Евгений Лукин. — В октябре ему исполняется 25 лет.
Кстати, в последнее время в округе снизилось количество дел по кражам. Но это связано с тем, что теперь их возбуждают, если сумма похищенного имущества составляет от 2,5 тысячи и выше. Но по статистике в Юго-Восточном административном округе возросло количество грабежей и задержаний людей с наркотическими средствами.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!