Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Интенсивность чувств

Развлечения
Режиссер Андрей Кончаловский говорит, что сегодня кино можно снимать чем угодно, нужен лишь талант. Фото 2015 года
Режиссер Андрей Кончаловский говорит, что сегодня кино можно снимать чем угодно, нужен лишь талант. Фото 2015 года / Фото: Евгения Новоженина/РИА Новости
О вечном: режиссер Андрей Кончаловский рассказал о счастье и любви, о добре и зле, о тонкостях профессии и своих новых учениках.

На лекцию Андрея Кончаловского «Разговор на киноязыке» в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» пришли сотни любознательных москвичей. Именитый режиссер выступал на открытом воздухе более двух часов, а корреспондент «Вечерки» записывала.

***

Моя мечта — побывать в музее или картинной галерее ночью, чтобы в тишине, наедине с собой наслаждаться произведениями искусства.

У современного человека нет времени для созерцания, любования красотой. Отсутствие возможности созерцания в кинематографе доведено до предела. 20 последних лет главный источник дохода в кинематографе — поп-корн. Когда я озвучивал в США свой последний фильм «Рай», один из продюсеров картины требовал более громкого звука. Он объяснил, что «на Западе в кинотеатре все жуют и поэтому надо громче».

***

В кино я хочу вернуть ценность изображения. Изображение утратило свою святость, смысл, ценность, внутреннюю энергию, как это было в прошлые века в скульптуре, живописи, религии и фотографии до наступления эры гламура. С развитием ТВ, мобильной связи изображение девальвировалось. Идет безжалостный поток картинок. Все снимают селфи.

Ценность изображения, имеющего скрытый смысл, из кино ушла. Американский кинематограф очень постарался, чтобы изображение обесценилось. Кадр в американском фильме сейчас длится не больше двух секунд. Зритель ничего не может разглядеть. Тогда как в кино «большого стиля» режиссер дает такое изображение, которое вызывает размышление, заставляет задуматься.

***

В чем главная разница между искусством и развлечением? В развлечении зрителю впихивают продукт, лишая его фантазии. Тогда как искусство, напротив, включает и развивает фантазию зрителя. Искусство дает человеку простор, воздух, мысль, чувство… Если относиться к кино как к искусству, то задача искусства — сообщение, передача чувства. Вызывать чувства — огромное мастерство. Самая сложная задача — поставить классику просто и ясно. Непонятно каждый сможет. Великих авторов объединяет одна мысль — желание запечатлеть тайну (не открыть, а запечатлеть).

Когда ставишь классическое произведение, точнее, только прикасаешься к нему, как пианист открывает партитуру, автор начинает оживать и вступать во взаимодействие. Для меня важно не потревожить автора, не обидеть, не заставить его зажмуриться. Всегда оглядываюсь на автора, работая с его материалом.

Людей неинтересных нет. Раньше я думал иначе. Но после того как прочитал ответ Льва Толстого одному журналисту («Кто для вас самый интересный собеседник?» — «Тот, с кем разговариваю сейчас»), понял, что каждый человек представляет интерес. В какой-то момент я отбросил все наработки и начал рассматривать мир глазами новорожденного. У ребенка ведь нет предубеждений, он все видит в первый раз. Разумеется, взрослому человеку трудно сохранять первозданность детского восприятия. Но все время быть слегка пьяным (замечу, слегка) неплохо. Без вина.

***

Актеры — вечные дети. Не всегда хорошо то, что они делают, когда играют на пределе человеческих возможностей, с абсолютной верой в предлагаемые обстоятельства. Нередко им кажется, что они хорошо играют — так искренне плачут или смеются, а на экране это ужасно.

Я набрал курс в ГИТИСе. Так сказать, сделал себе такую подлость. Уже начинаю жалеть, но деваться некуда. Взять учеников — все равно что завести собаку. С ней надо гулять, блох искать. Словом, с учениками необходимо быть нянькой. Захотелось поделиться с молодежью тем, что я знаю.

Точнее, заразить желанием познавать, учиться. Сегодня вопрос образования очень серьезный. Во время экзаменов я был поражен, что молодежь не знает истории, литературы, географии. Мало кто сказал, что «Капитал» написал Маркс. Не знают границ даже европейских государств. Придется заняться с учениками изучением географии. Еще я попытаюсь убедить учеников в том, чтобы они оставались собой и не превращались в потребителей.

***

Часто зло интереснее, привлекательнее. Но можно показывать добро через зло. В романе «Преступление и наказание» Раскольников совершает страшные преступления, но читатель не осуждает его, а думает: «Боже мой, какой несчастный ум, которого так терзает несправедливость». Раскольникова жалеешь. Добро не в том, чтобы быть добреньким, добро — в любви, в действенной любви. Зло — соблазнительно. Хороший человек может попасть под влияние зла, соблазниться.

***

Чтобы сделать зрителя счастливым, вовсе необязательно показывать истории со счастливым концом. Счастье зрителя — это не сюжет истории, а интенсивность чувств. Чтобы зритель был счастлив, необходимо его вовлечь. Вовлечение — это понимание. Понять — значит поверить. Чтобы вовлечь, необходимо совершить переход из прошлого в будущее. Как режиссера меня ведет за собой так называемая «энергия заблуждения».

Режиссер не всегда знает, как надо. В случае незнания режиссер может попросить актеров о помощи. В спектакле «Вишневый сад», который поставил в Театре имени Моссовета, я не знал, как объяснить актрисе Ларисе Кузнецовой роль Шарлотты. На ее справедливый вопрос: «Что я играю?», пожимал плечами: «Не знаю. Помоги мне». Все, что знал о Шарлотте, — она была списана с реальной англичанки, которая в прямом смысле села Чехову на шею. Такая была эксцентричная особа! До сих пор не знаю — что играет Лариса Кузнецова, но делает она это потрясающе!

***

Умение рассказывать историю кадрами — это как строить из кирпичиков дом. Кирпичики могут быть из золота, а могут — из кизяка. Могут быть кирпичики золотые и превосходные артисты, а кино не складывается. В театре большие режиссеры делают зрителя участником процесса. Зритель идет следом за спектаклем. Более того, он как бы подпевает. В кино режиссер может выбрать любую точку зрения, потому что ставит камеру там, где ему нужно. А в театре есть у зрителя только одна точка зрения — с его места в зрительном ряду. Я ставлю камеру в том месте, где больше возможностей создать образ. Причем образ складывается не из того, что показываешь, а из того, что не показываешь. В искусстве очень важен элемент домысливания.

***

Истина приходит тогда, когда перестаешь ее искать. Это относится и к театру, и к кино, и к реальной жизни. Михаил Чехов говорил, что роль надо закинуть на дно, чтобы она там полежала. Я никогда не пересматриваю свои фильмы, потому что каждый раз думаю, что снял бы по-другому — но, увы. А в театре все можно переделать, изменить. Поэтому на спектаклях я сижу в зале, как тренер на футбольном матче. У искусства кино очень мало струн воздействия. Всего три, открытые древнегреческой трагедией: страх, смех и слезы. Но для режиссера этих струн вполне достаточно. Уже хорошо, если удастся затронуть одну струну в своей картине, а если все три — это достижение. Но чтобы эти струны заиграли, режиссер должен не заинтересовать зрителя, а взволновать, то есть заставить поверить. А что такое поверить — это вернуть человеку детство.

***

Сегодня кино можно снимать везде — и на что угодно — телефон, фотоаппарат, айпад, встроенный микрофон… Единственное, что необходимо, — талант. Поэт Михаил Светлов замечательно сказал: «Талант как деньги — есть — есть, нет — нет». Можно снимать кино с дорогими артистами, дорогой техникой, с самым дорогостоящим сценарием, а можно взять людей с улицы, беседовать с ними.

***

Самое ценное качество актера — чувство юмора. Хорошо, когда это чувство юмора природное, как у Инны Чуриковой. У трагических артистов с чувством юмора гораздо сложнее. Но и трагических артистов сейчас очень мало. Впрочем, большие артисты могут все.

ДОСЬЕ

Андрей Кончаловский — актер, кинорежиссер, театральный режиссер, сценарист и продюсер, общественный деятель и педагог. Снял три десятка фильмов, еще больше написал сценариев. Сын поэта Сергея Михалкова, старший брат режиссера Никиты Михалкова.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.