Главное
Истории
Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Ее милосердие родом из детства

Общество

Легко быть щедрым, когда есть чем поделиться. Но бывают времена, когда не хватает средств, а главное – сил, чтобы выжить. Как тогда сохранить доброту и щедрость души? Найдется ли место для милосердия в нашем жестоком мире?[b]Иконы и компьютер[/b]…Охранник внезапно вышел из полумрака подъезда: “На какой этаж? К кому? А, к матушке Елизавете?” – и лицо его просветлело. “Проходите, пожалуйста”.Вот нужный этаж, дверь распахнулась, и я шагнула в странную квартиру.Тут прямо у двери оборудовано рабочее место – компьютер, стол; а уже потом палка-вешалка – странно это! Высокие потолки, светлые стены, пастельных цветов ковролин – я наотрез отказалась проходить в моих ботинках “на слякоть”. За вешалкой – холл с большим экраном телевизора, кухня цвета оранжевой охры с уютным балкончиком, дальше кладовка – она же прачечная со стиральной машинкой, и рядом две комнаты: одна классическая спальня с большой кроватью и портьерами.Вторая тоже спальня, но совсем другая. Кровати здесь двухэтажные, некрашеного дерева, стоят впритирку друг к другу, а посередине на стуле кот. На протянутую руку посмотрел несколько свысока, а сам весь чистенький, вылизанный, как, впрочем, и вся квартира.Последняя третья комната с роскошным эркером, который утопает в огромных листьях монстеры и ниспадающей традесканции. Здесь же иконы. А в углу опять рабочий уголок с компьютером.Странное смешение стилей в этом доме, интересно, сколько здесь обитателей? Встретила меня матушка, облаченная в черные монашеские одежды. Пропуская внутрь, она успела крикнуть убегающей в магазин помощнице: “Не забудь моченых яблок купить!” (И где это они в центре Москвы покупают моченые яблоки, ведь квартира в пяти минутах от Дома Ханжонкова?) На столе пышет паром чайник, матушка Елизавета первая развернула конфетку, я, осмелев, зашелестела второй, и так, вместе с душистым чаем, полилась душевная беседа.…Ее назвали Маей в честь самого радостного весеннего праздника советской страны – Дня солидарности трудящихся.Родители горели на работе, были истыми общественниками, коммунистами. А маленькую Маю забрала к себе бабушка, папина мама, которая вместе с двумя своими старинными подругами-немками, так же, как и она, дворянского рода, взялась воспитывать маленькую девочку. Маечку воспитывали по популярной в дореволюционной России немецкой системе: в строгости и любви к порядку, изменив для начала ее имя на Маню. Она до сих пор помнит, каким ужасным проступком было капнуть варенье на белоснежную скатерть во время чаепития. И только повзрослев, Мая смогла оценить преимущества такого воспитания: собранность, работоспособность, немецкая чистоплотность не раз помогали ей в жизни.[b]…и милость к падшим[/b]А потом грянула война… Маленькая Мая радовалась, когда исчезли из ее жизни строгие чинные немки, ребенку было невдомек, что их, памятуя о происхождении и национальности, сослали. Война запомнилась голодом, смертями близких, а еще работой в госпитале.После школы маленькие девчонки бежали помогать раненым: письма писали, ведра выносили, еще снимали перевязки – солдаты не кричали, терпели, когда влипшие в рану бинты отскребали мягкие детские пальчики.Один из случаев тех лет врезался в память навсегда. Был уже конец войны, зима. Мая семенила за бабушкой на слабеньких от голода ножках. Вперед ее гнал запах свежего хлеба, который бабушка вместе с продуктовыми карточками бережно прижимала к груди. Бабушкин голос звучал как сказка: “Сейчас придем, заварим чайку, порежем хлебушка и будем отмечать Рождество…” И вдруг грубый мужской голос рядом захрипел на смеси русского и немецкого.Высоченный тощий пленный – впалые щеки, желто-землистый цвет лица… Морозный воздух донес до него запах свежего хлеба, и больной немец тянул к ним сквозь прутья решетки обмороженные клешни-руки в мольбе. Недолго думая бабушка протянула ему хлеб.…Мая завизжала и упала на снег: как могла бабушка отдать этому фашисту их хлеб?! Она разве не помнит, как расстреляли тетю Маню, а ее двухлетнего сына бросили в ров с трупом матери и закопали живым?! А сгоревший в танке дядя-танкист? А все их погибшие в войну родственники? Как она могла?! Пленный, трясясь от голода и спешки, заглатывал хлеб кусками, а сзади уже лаяли собаки, лязгали затворы, и бабушка поволокла плачущую внучку подальше от этого места.Пройдет очень много времени, и Мая поймет свою бабушку. Поймет, что иногда нужно отдать последнее, чтобы остаться человеком; что милосердие и сострадание выше всех самых высоких истин…[b]“Артек”, тетя Феня и луковый суп[/b]Она росла тихой и застенчивой, но училась хорошо. А поскольку врачи обнаружили серьезные проблемы с легким – подозревали туберкулез, то одну из лучших учениц школы отправили на лечение в “Артек”.Каких только детей сюда не привозили в первые послевоенные годы: голодные, рахитичные, завшивленные заморыши, дети войны. Мая попала в смену вместе с ленинградцами-блокадниками. Всех детей сразу с поезда отправляли на санобработку к тете Фене. И было это как праздник, как начало новой мирной жизни. Тетя Феня отмывала, причесывала, выносила красивую отглаженную артековскую форму….Ребята тянулись к ней, как к бабушке, тем более что женщина была седая как лунь. Только потом дети узнали, что Феня – молодая, а поседела, когда ее мужа-партизана разрубили на куски при ней и маленькой дочке. Тетя Феня не потеряла в горе доброты и сострадания, она всегда ласково встречала детей.“Артек” – это особое время и особая страна. Здесь искалеченных войной ребятишек возвращали к жизни, в мир детства: лечили, учили, воспитывали, пели, лепили, рисовали вместе с детьми и даже показывали, как заправлять кровать по-матросски, полоскать горло, чистить зубы – многие дети войны всего этого не знали и не умели. Забота о детях была колоссальная. Особое внимание обращали на еду. Вожатые тщательно следили, чтобы все нормально ели, беспокоились, когда дети мало в весе прибавляли… Однажды Мая с подругой, обследуя территорию, вышли к столовой, где питались вожатые и обслуживающий персонал. Еще никого не было, но тарелки с супом уже стояли на столе. Любопытство взяло верх – чем же обедают взрослые, те, кто вечно их пичкает едой и твердит: ешь, ешь, ешь? Девчонки заглянули в тарелки и отшатнулись в ужасе – коричневая жижа, очень похожая на грязь, издавала неприятный запах, то ли это заваренные картофельные очистки, то ли вода с мукой и луковой шелухой. Острейшая жалость резанула сердца девчонок.Суп этот до сих пор стоит перед глазами матушки Елизаветы, и еще в те годы, ребенком, она дала себе обещание помогать нуждающимся, как когда-то им, голодным больным детям, помогали не менее измученные войной взрослые. Сами недоедали – а детей спасали…[b]Интересная работа[/b]…Время лечит раны, время летит так быстро! Вот и школа окончена, и университет с отличием. Она работала в куйбышевской газете, потом на местном телевидении, а потом и в Москве… В те годы это было пределом мечтаний для тысяч журналистов. Все самое новое, передовое, модное проходило через эфир.Лучшие люди страны беседовали с телевизионщиками на экране, а командировки по стране и даже за рубеж были обычным делом.Правда, за все это надо было расплачиваться суетой, авралами, бессонными ночами. Люди крутились как винтики в общем механизме, когда нет ни минуты, чтобы остановиться и задуматься.Все вроде бы хорошо – хорошая семья, интересная работа, но… Наступила перестройка. К этому времени Мая Николаевна уже вела социальные и религиозные программы на радио.Письма от слушателей приходили к ней мешками. И едва ли не в каждом – жуткие истории, мольбы о помощи. Инвалиды, одинокие старики, осиротевшие дети – кому было до них в пылу политических баталий? “Я как журналист не имела права говорить людям неправду, успокаивать, что все замечательно, я должна была сделать что-то своими руками, – вспоминает о том времени Мая Николаевна. – Хотелось помочь всем, но как?..”[b]Нелегкий выбор[/b]Из архивных документов она узнала, что в дореволюционной России было уникальное место, где помогали страждущим – Марфо-Мариинская обитель, православное, но в то же время европейское учреждение милосердия. Изучив историю Марфо-Мариинской обители, перечитав воспоминания о ее создательнице, великой княгине Елизавете Федоровне, внучке королевы Великобритании Виктории, Мая Николаевна поняла, что это как раз тот идеал милосердия, к которому она стремилась все последние годы, а может быть, и всю жизнь.Теперь целью жизни стала помощь людям, милосердие, восстановление Марфо-Мариинской обители. Постепенно, шаг за шагом она стала воплощать задуманное в жизнь. Совместно с отцом Борисом (Гузняковым), служившим в соседнем с обителью Скорбященском храме, былоорганизовано Марфо-Мариинское благотворительное общество, а затем и “Марфо-Мариинское сестричество при обительских храмах Покрова и Святых и Праведных Марфы и Марии”. Мая Николаевна долго мучилась, пытаясь совместить работу, семейные заботы и сестричество. Надо было сделать выбор, и она выбрала милосердие. Позднее Мая Николаевна приняла монашество, став матушкой Елизаветой, и возглавила открывшуюся Марфо-Мариинскую обитель.Она полностью посвятила себя Богу и людям. Сестры работали в ожоговом центре, больницах, госпиталях, собирали благотворительную помощь российским войскам, участвующим в вооруженном конфликте в Чечне, у матушки Елизаветы даже есть армейские награды. Кроме этого, помогали бездомным, причем не просто кормили и одевали, а побуждали к работе, труду.Особая гордость – детский приют, хотя не приютом его называли, а гордо и немножко на стародворянский лад: “пансион”. “Вот и будет памятник тем бескорыстным вожатым, работникам “Артека”, – думала матушка Елизавета, собирая по улицам и больницам брошенных детей. И мечтала она, чтобы это было лучшее учреждение, где дети будут счастливы, которое откроет им дорогу в новую жизнь.Было решено, что дети будут получать и светское, и церковное образование: светское – в обычных общеобразовательных школах, а церковное – в стенах обители, где они и жили. Это было сделано для того, чтобы ребята адаптировались в обществе и в то же время имели правильные ориентиры в жизни, сохранили верность православию. И никакого хождения в храм из-под палки. Детей не стали облачать в черные монашеские одежды, им сшили платья всех цветов радуги, а для торжественных случаев девочкам были заказаны платья из благородного бархата, отороченные кружевом.Ребята в пансионе были разные, большинство – круглые сироты. Но трудными им было некогда быть, они постоянно были заняты.После школы – занятия музыкой, танцами, языками, информатикой, конным спортом, коньками, лыжами, плаванием.В обитель приглашались преподаватели из Гнесинки, Большого театра, хореографического училища и т. д. Детей развивали, готовили для поступления в высшие учебные заведения.[b]…и снова “Артек”[/b]С воспоминанием об “Артеке” и экскурсии в разоренный войной Севастополь было связано и то, что одно из отделений обители был организовано именно в этом крымском городе. Матушке Елизавете удалось приобрести два участка земли со старыми домами, которые были отстроены заново и стали практически детской здравницей обители. Сюда вывозили ослабленных детей на все лето, учили их плавать и даже организовали кружок дайвинга. Подобные отделения были организованы в Тверской и Орловской епархиях.…В 2006 году произошел новый поворот в жизни матушки Елизаветы – ей пришлось оставить возвращенную с ее помощью в лоно церкви Марфо-Мариинскую обитель. “В том, что случилось, есть и моя вина: расслабилась, потеряла бдительность, понадеялась на тех, кому не следовало доверять. Да и дети оказались незащищенными, ведь мы ответственны за сирот, которых взяли под свою опеку, за соблюдение их конституционных прав”, – с горечью говорит матушка Елизавета.Несмотря на испытание, которое уготовила монахине судьба, она не отреклась от своей деятельности, от своего предназначения, которому отдала всю жизнь, – милосердия, благотворительности. Чтобы помочь детям обители, которые не могли больше оставаться в старых стенах, она организовала Международный благотворительный центр милосердия и открыла пансион и социальную гостиницу. Матушка Елизавета за все благодарит Бога и ни на кого не держит зла.Именно в этой уютной квартире с котом и смешением стилей в обстановке я повстречалась с матушкой. Конечно, стало сложнее жить, учить, воспитывать детей, часто не хватает средств, приходится обивать многочисленные чиновничьи пороги. Но матушка Елизавета не жалуется и надеется на помощь Божию и на добрых людей.[b]Справка “ВМ”[/b][i]Матушка Елизавета, в миру Мая Николаевна Крючкова.Родилась в 1935 году в Пензенской области.Отец – журналист, из обедневшего дворянского рода, его дед был управляющим имений Шаховских, мать – из беднейших крестьян.Мая Николаевна окончила пензенскую начальную школу, завершила среднее образование в куйбышевской школе № 20. Училась в Педагогическом институте (ныне университете) им. Куйбышева, на историческом факультете, а в 1959 году начала работать на Куйбышевском областном телевидении. В 1962 году вместе с отцом переехала в Москву и продолжила карьеру журналиста на Центральном телевидении в редакции молодежных и детских программ. Через двадцать лет перешла на радио. В последние годы в журналистской профессии готовила социальные программы “Уроки нравственности”, “От сердца к сердцу” и христианские радиопрограммы. Участвовала в создании православных радиостанций “София” и “Радонеж”.В начале 90-х годов ХХ века было образовано Марфо-Мариинское благотворительное общество, затем сестричество.М. Н. Крючкова была избрана старшей сестрой и впоследствии – настоятельницей. Благодаря ее стараниям удалось вернуть комплекс зданий бывшей Марфо-Мариинской обители церкви. С октября 1992 года по февраль 2006-го матушка Елизавета возглавляла сестричество Марфо-Мариинской обители во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы. В 2000 году приняла монашество, награждена церковным орденом равноапостольной княгини Ольги, имеет также награду Российской федеральной службы – знак отличия “За заслуги в пограничной службе” (за гуманитарную помощь, доставляемую сестрами российским пограничникам во вторую чеченскую войну).Сейчас монахиня Елизавета – президент общественной организации – Международного благотворительного центра милосердия.В соответствии с разработанной центром программой “Детство XXI век” был открыт пансион и социальная гостиница для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе бывших воспитанников обители.[/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.