Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Юрий Соломин: «Настоящий театр не умрет никогда»

Развлечения
Юрий Соломин: «Настоящий театр не умрет никогда»

Летом театры на гастролях. Лишь два человека бессменно несут свою вахту – драматург Островский на Театральной площади и Юрий Соломин, народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра.[b]– Юрий Мефодьевич, уже лет десять в столице действует «вахтовый метод». Молодые люди, положим, из Коврова, Касымова, Нижнего и Питера, приезжают в Москву, находят работу, снимают угол. Дальше гонка жизни – работа, сон, а в свободное время – поездка домой, отдых в Турции-Египте. И нет места в этом списке ни музеям, ни театрам, ни консерваториям, что в большинстве случаев списывают, конечно, на время.[/b]– Времена, в том числе и нынешние, тоже кто-то создает. Вот с них и надо спрашивать. А молодые не виноваты, хотя я отношусь к ним довольно критично. Я понимаю, в школе все дают «пунктиром». Великую русскую и советскую литературу, нашу историю. Почему? Ктото дал команду.То же самое с единым госэкзаменом, с которым я не могу смириться, это придуманная структура. Я особенно полыхаю страстями насчет ЕГЭ в День Победы, 9 Мая, когда на улице встречаю здоровых лбов и спрашиваю: скажите, кто же победил, что мы празднуем? В ответ ни бэ, ни мэ, ни кукареку. Ведь в каждой семье были реальные потери. И кто в этом незнании виноват? Школа и СМИ.Сегодня у нас масса программ и по радио, и по телевидению, а чем заполняют эфир? Ребята, если вам не о чем говорить, отдайте это время на то, чтобы хорошие артисты прочитали Пушкина, Толстого, Тютчева, Лермонтова, Твардовского, Симонова.Иностранцы к нам приходят учиться языку великого драматурга Островского. Что делать? Я могу только посоветовать: сменить министра образования, серьезно обратить внимание на культуру. Пока еще она существует, пока еще не все вымерли.[b]– У нас есть множество московских театров, и среди них один-единственный – Малый театр с классическим репертуаром. Насколько он востребован сегодня?[/b]– Где бы мы ни были, на гастролях у нас стоит «лом». Играем ли мы в Питерском БДТ, в Выборге, Астрахани, в Саратове, Казани, Тюмени, Кемерове или Ярославле. Скажу откровенно: мы бы туда не ездили, если б нам это было невыгодно.[b]– Юрий Мефодьевич, до революции власти помогали хотя бы Императорским театрам?[/b]– Судя по мемуарам, актеры Императорских театров получали хорошие деньги. И помимо этого, им полагалась определенная сумма на транспортные расходы, на извозчика, так сказать.Для примера скажу: великая Ермолова получала 12 тысяч рублей золотом в год, а корову можно было купить тогда за три рубля. И опять же, когда Ермолова в силу возраста не смогла играть первые роли, она написала в дирекцию письмо: прошу перевести меня на меньшую зарплату. Кто сегодня способен на такой поступок? Реальная помощь может быть нынче от меценатов. И закон этот, существующий во всем мире, очень важен для развития отечественной культуры, для развития нашей нации вообще. У нас в России есть люди, которые помогают театрам, кинематографии, церкви, армии. Но вот закона нет.[b]– А есть у нас люди, способные стать меценатами?[/b]– Я недавно получил письмо из Подмосковья. Около небольшого городишка есть деревенька. В ней военная часть да старая церковь. Там молодой священник рукоположен.Так вот, уж так он к этим молодым воинам расположен – всей душой… Он их и крестит, рассказывает им истории из Библии. Они к нему в увольнение даже чай пить ходят. А еще он их на собственные средства возит в нашу столицу – Москву, рассказывает о достопримечательностях.Не знаю, правда, водит ли он их по музеям. Но Красную площадь, храм Христа Спасителя они точно посещали. Чем вам не меценат? Правда, он написал-то мне оттого, что потратил все свои сбережения на это дело. И попросил помочь: все выкладки расчетные приложил, фотографии.Хорошие ребята! Он мне так понравился своей откровенностью, открытостью. И все ему было отправлено в тот же день. В каждом деле, как говаривал Лев Толстой, «душа надобна». А вот у этого батюшки деревенского с душой все в полном порядке.[b]– Кто помогает вашему театру?[/b]– Мы федералы. Поэтому деньги получаем от государства. И получается такая формула: правительство по всем статьям помогает культуре вообще, а мы помогаем зрителю Малого театра. Как? Не дерем с народа семь шкур, а пытаемся сделать цену на билет приемлемой для зрителя.Поэтому до гастролей отправляем театральную администрацию, и она выясняет платежеспособность того региона, куда мы едем. Так что в провинции у нас цены на билеты низкие. Хотя и в Москве при стоимости билета (это самые дорогие!) в полторы тысячи можно приобрести и за 100, и за 200 рублей.[b]– У вас, я знаю, работает так называемая акция семейного посещения.[/b]– Учитывая то, что нам важно не отбить у людей охоту посещать театр вообще, мы это сделали. А программа такова: если семья идет в театр, папа с мамой покупают билеты, то дети от 8 до 14 лет идут на спектакль бесплатно. А в этом году мы немного подумали и сделали кое-что и для студентов. То есть, предъявив студенческий билет в кассу, любой студент любого города в течение всего года, купив один билет, второй получает бесплатно. Мы считаем, что следующему поколению мы, артисты Малого театра, должны помочь. Это в наших традициях.[b]– А еще Малый помогает инвалидам.[/b]– Самое активное участие Малый театр принимает в жизнедеятельности фонда и фестиваля инвалидов, конкурса «Филантроп». Более того, уже лет десять я являюсь председателем попечительского совета этого фестиваля.До знакомства с этими людьми я и представить не мог, сколько в них таланта! Видите картину на стене? Ее написал инвалид, когда-то он работал руководителем крупного предприятия. Но случилось несчастье: он потерял ноги. Должно быть, с горя стал заниматься искусством. Стал лауреатом Международного фонда филантропов.А вот еще рядом, видите? Нет, чуть левее! Слепой человек писал эту картину пальцами. Ни одно лекарство мира не может вылечить от недуга, а культура, искусство может.Вы видели, как танцуют на колясках? Я видел.Покойный Игорь Моисеев сам приходил ко мне в театр (он был членом комиссии фестиваля). А знаете зачем? Чтобы одна пара (у нас проходил фестиваль танцевальных пар инвалидов-колясочников) получила приз. Он ткнул в меня пальцем и в качестве аргумента произнес единственную фразу: «Ты посмотри, какие у него выразительные руки!» Я рад, что членами комиссии фестиваля у нас работают Илья Глазунов, Людмила Рюмина, Иосиф Кобзон. Такие мастера! Думаю, такой комиссии позавидуют все.[b]– Но ведь для проведения подобных фестивалей нужны немалые средства.[/b]– Поддержка есть. Хотя я очень переживаю, когда наши товарищи вынуждены идти с протянутой рукой в вышестоящие организации. Будто им надо на самолет. А им требуются деньги, чтобы привезти лауреатов фестиваля со всей России.Вот у нас, положим, есть девушка. Она поет как Эдит Пиаф. Но искусство артиста – коллективное. И без партнеров, зрителей этого искусства просто быть не может. Я сам вырос в Чите. Но там был театр, Дом офицеров, художественная самодеятельность, в которой мы все занимались.Проходили смотры, фестивали. И даже на самой дальней узловой станции обязательно была художественная самодеятельность, где читали стихи, ставили пьесы. А сейчас поглощены всякими масками, забывая, что таланты произрастают, как правило, в провинции.[b]– Что вас еще огорчает?[/b]– Ненормальность в одном. В нашем городе много пожилых людей, пенсионеров. И молодых, здоровых, которые в транспорте вот так, запросто, могут сказать старшему поколению «ты». И вот так отвести их рукой, чтобы войти первым, занять более удобное место в транспорте. И в жизни.Ко мне это не относится: я не позволяю никому говорить мне «ты» и отводить меня рукой. Пару раз попробовали, и этим людям потом стало очень плохо. Я сейчас говорю о других. Уходит то, что было традиционным в русском характере: уважение, доброта, прощение. Что делать? Читайте Библию, там все написано.Всего-то десять заповедей: им следовать не так уж и трудно. И если не можете следовать шестой, оставьте ее. И выполните седьмую.[b]Досье «ВМ»[/b][i]Народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин родился в Чите.Окончил Щепкинское училище.Снимался в более 50 фильмах и сериалах. Среди них «Адъютант его превосходительства», «Хождение по мукам», «Блокада», «Обыкновенное чудо», «Летучая мышь», «ТАСС уполномочен заявить» и др.В родном Малом театре Юрий Соломин сыграл в спектаклях «Ревизор», «Царь Федор Иоаннович», «Пучина», «Леший», «Дядя Ваня», «Сирано де Бержерак», «Живой труп», «Чайка», «Горе от ума» и др. Преподает в Театральном училище имени Щепкина.С 1980 года работает как режиссер.В 1988 году избран коллективом художественным руководителем Государственного академического Малого театра, а затем назначен на эту должность решением правительства России.В 1990 году Ю. М. Соломин занимал пост министра культуры Российской Федерации.Награжден орденами Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени.[/i][b]МНЕНИЕ[i]Кого в Москве больше – спонсоров или меценатов?[/i]Депутат Евгений БУНИМОВИЧ, член фракции «Яблоко – объединенные демократы»:[/b]– В Законе «О почетном гражданине Москвы» есть номинация «за благотворительную деятельность и меценатство». И до 1917 года в основном почетными гражданами столицы становились меценаты – такие, как братья Третьяковы. Сейчас, к сожалению, мы не можем не только наградить таким званием, но даже найти тех, кого можно рассматривать как кандидатов. Сегодня все больше речь идет о спонсорстве. Это совсем другое. Здесь работает принцип «ты – мне, я – тебе» между бизнесом и культурой. Говоря о меценатстве, я надеюсь не на нынешнее поколение, а на детей и внуков. Надеюсь, они придут к идее меценатства, смысла жизни в высоком, а не только в деньгах.[b]Депутат Сергей ГОНЧАРОВ:[/b]– Для сегодняшней реалии слово «спонсор» более приемлемо. К великому сожалению, меценатов стало мало. Зато спонсоров хоть отбавляй! Сегодня куда ни посмотришь – в любой передаче – поп-звезды, как мы их называем, не скрывают, что имеют спонсоров. А меценаты – люди глубочайшего внутреннего содержания, которые вкладывали свои силы, свои деньги в Россию – в то, что мы сейчас называем основой нашей жизни. Так, например, была создана Третьяковская галерея. Не знаю, когда мы отойдем от спонсорства, но если наше общество начнет понемногу восстанавливаться и будет принимать моральную сторону жизни, тогда-то мы и придем к меценатству. А если поставим всю нашу жизнь во главе рубля и доллара, то его не видать.[b]Депутат Александр МИЛЯВСКИЙ:[/b]– Наверное, спонсоров. Сегодня мы часто встречаем помощь с каким-то коммерческим смыслом. Эти люди оказывают спонсорскую помощь, например, ради рекламы своего товарного знака. Меценаты же – люди, которые оказывают помощь без какой-либо цели, не для того, чтобы прославиться или прославить свою продукцию. У нас этих людей всегда было очень мало. Мне вспоминается семья Морозовых, которая жила до революции. Нужно понимать, что меценатство – это благотворительность от души и сердца. И занимается этим далеко на каждый человек. Я знаком с меценатами. И уважаю таких людей, как Владимир Лисин, который безвозмездно основал лучший в России стрелковый клуб. Это богатейший человек России, владелец Новолипецкого металлургического комбината, спонсирует наших стрелков. Он вывел сборную России по стрельбе на одно из первых мест. Вот это и есть меценатство.[b]Депутат Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ:[/b]– Начнем со значения слов. Оба они иностранные. «Спонсор» и «меценат» означают почти одно и то же. Просто лежат в различных плоскостях с точки зрения культурного уровня. Когда мы говорим «спонсор», то подразумеваем под этим материальную, хочу заметить, обычно бескорыстную, поддержку. Кстати, она может быть и нематериального характера: хорошие слова, награды, например, и другие поощрения. Слово «спонсор» обычно употребляют, когда говорят о кинозвездах, каких-нибудь шансонье, моделях, показах, об иллюстрированных журналах. А «меценат» употребляют в значении высококультурного уровня, говоря о поддержке музея или театра, например. И здесь тоже не обходится без рекламы. Другое дело, что благотворителей высокого уровня по пальцам можно перечесть. Ведь их намного меньше.[b]Депутат Татьяна ПОТЯЕВА:[/b]– Честно признаться, мне кажется, в наше далеко не легкое время нет ни спонсоров, ни меценатов… во всяком случае, в необходимом для страны и города количестве. Нам их очень не хватает. Конечно, есть люди, готовые поддерживать искусство, есть и те, кто готов материально помочь интересным программам, которые сегодня проводятся в городе. Но, заметьте, в любую, даже государственную, программу вкладывают как бюджетные, так и внебюджетные средства. Что касается последних, в их числе есть средства спонсоров. Кстати, в последнее время это стало особо болезненным вопросом.[b]Депутат Иван НОВИЦКИЙ:[/b]– Я человек из науки, поэтому сразу дать точный ответ не смогу. Для этого сначала надо дать четкое определение каждому слову. Не знаю, есть ли в словаре Даля, – в современном толковом словаре так точно они есть. И только потом проводить серьезные стратегические исследования. И выявлять их соотношение. Насколько я знаю, еще в старые времена слово «меценат» использовалось в значении финансового благотворителя культуры, искусства, науки. Другое дело «спонсор» – слово хоть и иностранное, но используется в различных интерпретациях. Хотя, может быть, в более возмездном понимании. Все-таки, если есть вопрос, я предпочитаю давать точный ответ.[b]Депутат Татьяна ПОРТНОВА:[/b]– Меценаты – это достаточно специфические люди, люди искусства. Так что спонсоров, я думаю, больше. Слово «спонсор» мы слышим в совершенно разных сферах жизни. Начиная с материальной помощи инвалиду или строительству детского творческого центра, заканчивая помощью какому-нибудь общественному движению. «Спонсорство» – слово, которое мы чаще слышим. И лично я смотрю на него исключительно с положительной точки зрения. Ведь человек жертвует материальные средства на благое дело: иногда бескорыстно, а зачастую предполагая для себя какие-то дивиденды. Но тем не менее я связываю спонсорство с благотворительностью – кстати, нашим русским словом. Потому что все-таки есть люди, которые, не называя своего имени, оказывают людям денежную помощь, да и не только… Человек скрывает свое имя, потому что хочет по-божески оказать помощь. В таком случае я называю спонсорство благотворительностью.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.