Юрий Никулин. Великий клоун и великий трагик
Когда я думаю о Юрии Владимировиче, то вспоминаю свою свадьбу, на которой среди гостей был и Никулин. У меня в альбоме хранятся фото, на которых он — еще молодой человек, черноволосый, улыбающийся, радостный. В памяти он остался именно таким. Хотя потом было наслоение множества ролей, цирковых событий. Я к нему приходил в гости, он мне всегда давал для детей лучшие билеты, принимал радушно. В кино у нас была общая работа в «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского и «Без страха и упрека» Александра Митты.
У Митты снимали сцену в цирке, там мы и познакомились. А вот в фильме «Андрей Рублев» у нас не было общих сцен, но я знал, что когда Тарковский выбрал Никулина на необычную драматическую для него роль, удивлены были многие. Андрей Арсеньевич обычно избегал лиц широко известных. А Никулин к тому времени был очень известен. И никто не понимал, как впишется клоун Никулин, любимый народом артист яркого комедийного дарования, широко известный по комедиям Гайдая, в драматический фильм «Андрей Рублев». Но Тарковский оказался провидцем: на экране возникла поразительная, пронзительная, небольшая, но мощная роль Никулина. Роль и комичная, и трагедийная, так как его герой оканчивает печально свою жизнь.
Потом я любовался и поражался другими работами Никулина. Особенно впечатлила роль в картине Алексея Германа «Двадцать дней без войны». Вот это— работа великого артиста, там уже нет ни тени комикования, клоунства. А есть серьезное проживание участника войны.
Он ведь уже в 1939-м, после окончания школы, был призван в Красную армию, служил в артиллерийском полку. А в Великую Отечественную воевал под Ленинградом, был контужен, у него много военных наград. После войны Юрий Владимирович попытался поступить во ВГИК, но его туда не взял Юткевич. Вот она — ирония судьбы: Никулин пошел в цирк. Он проработал там полвека. Сниматься в кино он начал достаточно поздно, в тридцать шесть. И, конечно, цирковые навыки, наработанные приемы эксцентрика очень помогли. Особенно в гайдаевских фильмах. «Пес Барбос и необычный кросс» стал началом тех самых ролей наивных, добродушных чудаков, которые и принесли ему всенародную любовь.
А фильм «Двадцать дней без войны» показал, что перед нами еще и мощнейший драматический артист— пронзительный, глубокий, интеллигентный, красивый. Вот как оно бывает!
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!