Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Авторы знаменитых советских фильмов не получают от ТВ ни копейки

Общество

ОТСТАИВАТЬ в Конституционном суде свои права, а по большому счету – и права всех своих коллег решил легендарный кинорежиссер Павел Любимов, автор известных отечественных кинофильмов: «Женщины», «Школьный вальс», «Весенний призыв» и многих других. Дело в том, что по современному законодательству только композитор имеет официальное право получать авторские гонорары с трансляций кинокартин.[b]Фемида против режиссеров[/b]Сам Павел Григорьевич, долгие годы проработавший на Киностудии им. Горького, уже вышел на пенсию, но желание восстановить справедливость у режиссера (теперь уже официально не зависимого от различных киноорганизаций) осталось. Его фильмы, как показала жизнь, востребованы всегда, и их постоянно «крутят» по телевидению.Сам же он не получает за них ни копейки – ни от Российского авторского общества (РАО), ни от Киностудии им. Горького, у которой сменились хозяева.Сначала режиссер вместе с коллегами обратился в Останкинский суд с требованием выплатить ему вознаграждение в соответствии со ставками, утвержденными постановлением правительства № 524 от 29 мая 1998 г.Служители Фемиды отказали, сославшись на статью ГК РФ, где говорится про композиторов, а про режиссеров – ни слова.Затем Любимов подал иск в Замоскворецкий суд и просил взыскать за трансляцию по телевидению фильма «Школьный вальс» вознаграждение в размере 1000 руб. – и получил тот же результат. Но Павел Григорьевич решил идти до конца, и если из Конституционного суда, куда он недавно направил жалобу, придет все тот же неутешительный ответ, намерен обратиться в Страсбург.– Я не очень верю, что Фемида примет сторону режиссеров, да и мне в моем возрасте, наверное, уже поздно об этом хлопотать, – вздыхает 72-летний кинематографист. – Но это важно не только для меня. В советские годы во время работы над фильмом мы, участники съемочной группы, получали обычную зарплату, а после завершения картины – разовый авторский гонорар. Никаких денег за трансляции уже вышедших на экраны фильмов те, кто над ними работал, не получали. Но мы все жили в таких условиях и считали, что это в порядке вещей…[b]Композиторам повезло[/b]Времена изменились, появились новые законы, и авторам художественных произведений у нас в стране начали выплачивать гонорары. Но справедливость восстановили только по отношению к композиторам. А о режиссерах законодатели как-то не подумали. На самих композиторов Павел Григорьевич никакой обиды, конечно, не держит. По его словам, во время работы у него никогда не возникало конфликтов с авторами музыки – наоборот, было полное взаимопонимание. Саульский, Журбин, Шаинский – все понимали его с полуслова.– Композитора я считаю главным своим соавтором. Когда решение поставить тот или иной фильм возникало у меня еще только на уровне идеи, я уже задумывался о том, какого композитора пригласить. И только определившись с автором музыки, начинал думать об операторе, об актерах и т. д.Кинорежиссер и композитор во время работы неразрывно связаны, и музыка в данном случае – это не отдельно транслируемое произведение, а часть фильма.По словам Любимова, обычно он не использовал в картинах уже готовые произведения композиторов, музыка создавалась специально для его фильмов. Вообще принцип работы такой: режиссер ставит перед композитором задачу, и тот ее выполняет...Когда мы общались с Любимовым, по одному из центральных телеканалов как раз шла его картина «Женщины».– Ее всегда показывают накануне 8 Марта, – заметил режиссер. – Помню, как только я прочитал одноименный рассказ и задумал снять фильм, мне сразу пришла на память песня Френкеля «Текстильный городок». И я понял: только Ян Абрамович сможет написать музыку для этой картины. А как было интересно работать с замечательным, талантливым Владимиром Шаинским, хотя мы и разные по характеру! Правда, поначалу у нас возникла одна сложность. Шаинский – песенник, и он мог писать музыку только вместе с текстом, отдельно не получалось. А мне в кино песни были не нужны – только музыка. Тогда я придумал вот что. Давал ему уже готовые стихотворения Бернса, Блока, и он писал к ним мелодии. В итоге получилась прекрасная музыка к картине «Школьный вальс».[b]Право имеют, а деньги – нет[/b]– За 2008 г. РАО для композиторов собрало с телевидения 400 млн руб. – объяснил «ВМ» юрист Гильдии кинорежиссеров России Игорь Лабутичев. – А между тем помимо композитора такое же полноценное право на вознаграждение от публичной трансляции советских кинолент имеют автор сценария, режиссер-постановщик, главный оператор и художник-постановщик.Председатель Комитета ГД РФ Павел Крашенинников обещал учесть эту озабоченность авторов еще несколько лет назад, но, увы, не учел.Идею Павла Любимова поддерживают и другие деятели кино – например, польский режиссер и сценарист Ежи Гофман, которому Замоскворецкий суд также отказал в иске. Когда Любимов подавал иск в Останкинский суд, к нему присоединились режиссеры Татьяна Лиознова, Владимир Фокин, Михаил Юзовский и оператор Игорь Клебанов. Но получив отрицательный ответ, они отчаялись, и только Павел Григорьевич решил идти до конца.Мне известно, что с позицией Любимова согласен и Никита Михалков, поручивший юристам СК России разобраться в ситуации. А кинорежиссер, народный артист СССР Марлен Хуциев, зная о деле Любимова, на днях послал официальное обращение секретарю Общественной палаты Евгению Велихову, в котором изложил ту же проблему.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.