Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Поэт Юрий Энтин: Я из тех людей, которые безоговорочно приветствуют все изменения, происходящие с Москвой

Развлечения
Поэт Юрий Энтин: Я из тех людей, которые безоговорочно приветствуют все изменения, происходящие с Москвой
25 марта 2016. Поэт Юрий Энтин, ставший лауреатом премии президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества, на церемонии вручения в Екатерининском зале Кремля / Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Поэт Юрий Энтин давно известен своим позитивным взглядом на мир и умением рассказывать байки. Он остается таким же оптимистом и сегодня, в свои 82 года.

 Офис поэта расположен на Смоленской площади. Из окна открывается вид на вечно несущееся куда-то Садовое кольцо. Мы говорили с Юрием Сергеевичем накануне дня рождения.

— Любите это беспокойное место?

— Находясь здесь, я чувствую себя в эпицентре городских событий. Одно время наш дом без конца показывали в телевизионных сводках. У меня, например, пару раз от дома уводили машину. Собрался отвезти на дачный участок холодильник. Машину оставил у подъезда, и пока агрегат спускали, автомобиль угнали. Я стал бегать вокруг в поисках машины, а за это время у меня увели холодильник.

— По старой Москве не тоскуете?

— Я из тех людей, которые безоговорочно приветствуют все изменения, которые происходят с Москвой. Мне очень нравятся расширенные тротуары, несмотря на то, что я езжу на машине, нравится и то, что теперь легко вызвать дешевое городское такси. Москва меняется очень быстро. Буквально накануне дня рождения мы с женой решили попросить таксиста вечерком провезти нас по всем любимым местам в городе. В итоге доехали и до Патриарших прудов, где прошло детство супруги, погуляли там с удовольствием. Москва сейчас необыкновенно хороша.

— Знаю, что в день рождения вы предпочитаете ездить в те места, где еще не бывали. Куда собираетесь на этот раз?

— Отправимся на корабле в круиз по рекам, по старым русским городам — на борту пройдет мой творческий вечер. Если говорить о достижениях последнего времени, то стоит упомянуть, что я выпустил три большие книги. Первая — трехтомник, куда вошли 303 моих лучших песни — популярные и неизвестные, старые и новые, многие из которых я написал в соавторстве с Давидом Тухмановым.

Вторая — «Лучшие детские песни мира» в моем переводе. И третья — совершенно необычная. На мой день рождения несколько лет назад мой друг Василий Ливанов подарил мне ее в одном экземпляре, сделав к ней оригинальные рисунки.

Там были собраны мои стихи «не для печати», первые из которых я написал в шестилетнем возрасте. Теперь я ее переиздал хорошим тиражом.

— Корней Чуковский, например, не любил, когда его называли детским поэтом. Как к этому «званию» относитесь вы?

— Я думаю, что у каждого человека в жизни есть миссия. Я вовремя понял, что если не стану заниматься проблемами детей, то этого не сделает никто. В начале ХХI столетия из сотни известных детских песен, отобранных Министерством образования, которые постоянно переиздавались, 80 оказались моими. К сожалению, ситуация с детской песней у нас катастрофическая. С середины девяностых в этой «зоне» наступил «полный штиль».

Практически полностью исчезли новые мультфильмы с песнями, музыкальные кинофильмы, были ликвидированы легендарные песенные детские коллективы, такие как знаменитый хор Попова. И сколько я ни обращался во все инстанции и на все государственные уровни с тем, что нам просто необходима передача на ТВ, где исполнялись бы детские песни, несмотря на все заверения и обещанную поддержку, воз и ныне там.

— Почти каждая ваша песня становилась хитом...

—  Я не стремился «писать хиты», я пытался точно создать образ. К примеру, когда создавал образ Водяного (один из героев мультфильма Гарри Бардина «Летучий корабль» 1979 года. — «ВМ»), залез в ванну. Рядом на стульчик положил листок бумаги. Песню написал минут за десять, потому что режиссер Гарри Бардин на все мои вопросы о характере нашего Водяного предложил определить его по системе Станиславского, погрузившись в предлагаемые обстоятельства. А погрузиться в коммуналке можно было только в ванну.

А «Вжик-вжик, кто на новенького?» (песня в исполнении Андрея Миронова в фильме «Достояние республики» 1971 года. — «ВМ») родилась во время моих плясок с рапирой перед зеркалом. Я знал, что играть главную роль, петь и размахивать оружием будет Миронов, которого обожал.

Андрей поначалу был суров и, заметив, что «стихи легкомысленные», потребовал дописать куплет, так как его герой в финале погибает.

Я не сходя с места дописал финал: «На опасных поворотах трудно нам, как на войне. И, быть может, скоро кто-то пропоет и обо мне…» Миронов растрогался, облобызал меня и признал во мне поэта.

Залог создания любого шлягера — работа с большими композиторами.

Я всегда работал с теми семью, кого называю «могучей кучкой» — Евгением Крылатовым, Геннадием Гладковым, Владимиром Шаинским, Алексеем Рыбниковым, Максимом Дунаевским, Марком Минковым, Давидом Тухмановым. Чтобы создать музыку, которая будет жить долго, надо быть высокообразованным в музыкальном плане человеком. Таким, как Владимир Шаинский, блестяще окончивший консерваторию по классу скрипки. Или как Алексей Рыбников, создавший оперу «Багдадский вор» в шесть лет, чем обратил на себя внимание Арама Хачатуряна, у которого был любимым учеником.

— Но вы ведь начинали с ними работать, когда они еще не были известны!

— Я много лет возглавлял детскую редакцию на «Мелодии», у меня большой опыт и прекрасно развита интуиция. С Геннадием Гладковым я познакомился, когда он еще учился, и «Бременские музыканты» были его первым популярным произведением, до этого он сочинял сюиты. А у Крылатова таковым стала песня «Вжиквжик-вжик», у Алексея Рыбникова — музыка к фильму «Приключения Буратино».

Я тщательно выбирал своих соавторов, мы вместе написали хорошие вещи, за которые мне не стыдно.

Кстати, и они мне многое помогли открыть в себе. Крылатов, например, обратил внимание на мои лирические грани, я-то ведь всегда считал себя ироничным поэтом, юмористом. Благодаря ему возникли лирические «Крылатые качели», «Лесной олень», «Прекрасное далеко». А философ Рыбников, образованнейший человек, научил меня бороться за свое произведение. Он и сам всю жизнь этим занимался, боролся — за «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты», за «Юнону и Авось», за «Литургию оглашенных».

— Юмор — великая вещь, а самоирония вам свойственна?

— Как-то перед серьезной операцией, задумываясь о потенциальной возможности перехода в лучший мир, я надумал устроить в больнице концерт, повеселить врачей, почитав им мои стихи на медицинские темы, и выразить тем самым мое восхищение этой профессией. «Вы так кололи ягодицу, что сердце тронули мое…», — читал я, а они хохотали, как ненормальные. Самоирония — спасение для всех нас.

ДОСЬЕ  

Юрий Энтин родился в Москве в 1935 году. Окончил исторический факультет Педагогического института, затем Полиграфический институт, работал в школе учителем истории и библиотекарем. До 1969 года работал главным редактором детской редакции фирмы «Мелодия». Известен не только как поэт, но и как драматург и сценарист.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.