Минздрав предложил повысить акцизы на алкоголь. «ВМ» узнала мнения экспертов
ЗА
Евгений Буянов, основатель движения «Антиалкогольный фронт»
Спорт должен быть дешевле спирта
Повышение цен на алкоголь всегда приводит к уменьшению потребления. Например, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин уверен, что серьезных изменений в потреблении алкоголя можно ожидать, только когда пол-литровая бутылка водки будет стоить порядка 500 рублей.
Ставки акцизов на алкоголь определяются исходя из необходимости решить несколько задач одновременно. Это формирование доходов бюджета, ограничение потребления алкоголя и изменение структуры такого потребления в пользу слабоалкогольной продукции.
Мнения о том, что после подобных мер на рынке алкогольной продукции появляется больше контрафакта, не соответствуют действительности. Увеличение акцизов остается наиболее эффективным методом снижения пьянства в стране. Когда мы индексируем акциз на размер инфляции, мы сохраняем уже имеющуюся доступность спиртного. На крепкую продукцию, в том числе водку, ставка налога должна расти быстрее инфляции, чтобы такое спиртное становилось менее доступным, чем слабоалкогольная продукция.
Надо учитывать, что большая часть адекватного населения не станет покупать алкоголь у сторонних лиц, не пойдет к какой-то бабушке, которая увлекается самогоноварением. Плачевный опыт 90-х годов, когда люди налево и направо травились метанолом, на многие годы отучил россиян приобретать сомнительную продукцию.
Предыдущий опыт повышения акцизов имел успех. Потребление крепких спиртных напитков упало практически в два раза за последние пять лет.
При этом нельзя ограничиваться одним лишь повышением налогов и сборов. Эта мера приводит к положительному результату только в том случае, если населению будет предоставлена альтернатива потреблению алкогольной продукции. Достойной альтернативой могут быть занятия спортом. Сейчас активно идет пропаганда здорового образа жизни. Например, многие фитнес-клубы снижают цены на абонементы. Должны появляться и дополнительные программы господдержки небольших секций и клубов. Должна быть альтернатива пьянству.
ПРОТИВ
Вадим Дробиз, руководитель центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «Цифрра»
Не боярышник, так самогон
Многие эксперты категорически против повышения в 2018 году акциза на алкоголь с содержанием спирта более 9 процентов. В Минздраве считают, что крепкий алкоголь должен дорожать быстрее инфляции.
Следует проследить, как росла цена на алкоголь и какие последствия имел такой рост. Итак, до 2012 года ставка акциза росла на уровне инфляции. Нельзя сказать, что ситуация с нелегальной продажей алкоголя тогда обстояла лучше, но по крайней мере цена соответствовала уровню дохода. То есть происходил гармоничный рост.
Потом, до 2014 года, ставка акциза выросла сразу в два раза. Получается, что в 2014 году по темпам роста мы внезапно оказались в 2020-м.
При этом сама акцизная реформа была провалена, поскольку в казну отправились лишь дополнительные 10 процентов вместо ожидаемых 25. Очевидно, что потерянные 15 процентов доходов ушли в нелегальный сектор.
Разумеется, люди не бросили пить от отчаяния, не расстроились, что повысилась цена. Но выпивать при этом не бросили.
До сих пор по уровню ставки мы находимся в 2020 году. И ни в коем случае нельзя трогать акцизы до наступления этого срока. На сегодняшний день отмечен колоссальный рост нелегальной продажи во всех регионах страны. К этому добавилась еще и нелегальная розничная продажа. Это мощнейшая система, с которой практически невозможно системно бороться. Хотя, конечно, попытки остановить распространение «левого» алкоголя власти предпринимают.
Теперь попытаемся разобраться с причинами сложившейся ситуации. Минздрав считает, что в России самая низкая цена на водку. А вместе с тем у нас самый дорогой алкоголь в мире относительно уровня доходов. Для сравнения, в Западной Европе, в США, Австралии или Аргентине на пособие по безработице можно купить 200 бутылок. Это не значит, что там жители это делают. Дело в том, что такая цена исключает тот факт, что люди вместо нормальных спиртных напитков примутся пить тройной одеколон, настойку боярышника и прочий суррогат. У нас же на такое же пособие можно купить 20 бутылок .
То есть основы существования нелегального алкогольного рынка в России — это неизменно или низкие зарплаты, или высокие цены. Из этого следует вывод: мы не сможем победить нелегальный рынок, повышая акцизы.
Важно учитывать, что для людей, покупающих суррогат, не принципиально, 300 рублей или 500 стоит алкоголь.
Таких в стране примерно 20 миллионов. Для остальных же, кто покупает нормальную продукцию, цена имеет значение. И таких в России уже 40 миллионов человек.
Эти люди не станут пить боярышник или водку за сотню рублей, зато, вероятно, уйдут в самогоноварение.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!