Формула Ландау
ОБЫЧНО Николай Расторгуев не слишком-то откровенничает, но на сей раз «батяня комбат» рассказал корреспонденту «ВМ» немало любопытного – из истории группы и из собственной жизни: в музыке и не только. [b]– На ваших концертах всегда много молодежи – хотя многие ваши хиты имеют уже солидную историю. Какие песни «Любэ» больше всего любят слушать сегодняшние двадцатилетние?[/b] – Таких песен много. Хотя выбор зависит от конкретного слушателя: кому-то больше нравятся «Атас», «Комбат», «Давай за», кому-то «Москвички», «Березы», «Опера». А в общем, во время концертов люди одинаково тепло встречают самые разные наши песни, и это по-настоящему вдохновляет. [b]– Ваша музыкальная карьера, говорят, начиналась с «гусарской баллады»?[/b] – Вот именно, это был новогодний вечер 1973 года. Я и мой друг Валерий Шатин на школьной сцене показывали номер: я пел и играл на губной гармошке, а Валера подыгрывал мне на семирублевой гитаре. Самое смешное, что выступать пришлось… в гусарских костюмах, которые специально для нас подобрали в Театре Советской Армии! Петь и играть пришлось без микрофона, без всякого оборудования... Но народу понравилось. Потом? Участвовал в самодеятельности – как это в те годы называлось, «играл на танцах». А в 78-м меня прослушали и взяли в профессиональный вокально-инструментальный ансамбль… Калмыцкой филармонии. На самом деле для меня было абсолютно неважно, где я был «прописан» как музыкант. «Работал», к примеру, и в Хабаровской филармонии, ни разу там не побывав. То есть трудовая книжка просто лежала там – история, весьма типичная для того времени. Затем были пять лет в ансамбле «Лейся, песня!» А в 1985-м я познакомился с Игорем Матвиенко. [b]– Расскажите, если можно, поподробнее – как вы нашли «своего продюсера»?![/b] – Я знал от коллег, что Игорь Матвиенко ищет солиста для нового проекта, и ждал от него «отмашки». Это происходило на фоне «брожений и шатаний» конца 80-х: с одной стороны, рокеры в проклепанном дерматине, с другой – «сиротские» песни на мотивы «Модерн токинг» от многочисленных «ласковых маев». Именно в это время я и попал в группу «Любэ», которую продюсировал Матвиенко. С чего, на мой взгляд, началась «Любэ»? С песни «Батька Махно», которая появилась в 1989-м: по тематике и звуку она резко отличалась от того, что пелось вокруг, и мгновенно стала популярной. Потом были «Рождественские встречи-1990», когда «выстрелили» песни «Не рубите, мужики!» и «Атас!» В 90-е «Любэ» стала очень популярна, нас буквально разрывали на части. [b]– Вы работали на одной сцене со многими знаменитыми людьми. Много ли у вас друзей в шоу-бизнесе?[/b] – Можно подумать, что шоу-бизнес – это такой серпентарий! Да, ходят слухи, что все там друг друга не любят, завидуют. Но я особой патологии не замечал. С Володей Матецким мы знакомы лет 30. К Лене Ярмольнику я частенько приезжаю домой, мы играем в бильярд. Еще мои хорошие приятели – Андрей Макаревич, Григорий Лепс, Валера Сюткин, Валера Меладзе. [b]– Если можно немного о вашем детстве – каковы его уроки, что больше всего вспоминается? Может быть, что-то чисто «домашнее»?[/b] – Я вырос в Подмосковье, в городе Лыткарино, мы все дружили во дворе. Два дома, пятиэтажки – хрущевки прямо на берегу Москвы-реки. На той стороне – леса, поля, дальше километров через десять Домодедово, куда мы всей ватагой ходили за грибами. Мы все время были вместе. Тогда в принципе нечем было заняться, кроме хоккея зимой или футбола летом. Еще мы с друзьями играли в партизан, в войнушку. В этом смысле у нас были просто замечательные условия: кругом-то лес. Зимой и лыжи, и санки – все это было. [b]– А в творчестве – кого вы считаете своим главным учителем?[/b] – Руководителя первого музыкального ансамбля, в который я пришел работать (а было это еще в 1978 году), – Виталия Клейнота, известного тогда джазового саксофониста. Его любимым высказыванием было: «Лучший учитель артиста – магнитофон». И действительно, многому я научился именно по магнитофонным записям. Тем более что вживую тогда послушать, например, современную западную музыку было попросту невозможно. [b]– У вас редкий для шоу-бизнеса, очень крепкий брак. Что помогло сохранить настоящую любовь, глубокую привязанность в течение многих лет?[/b] – Для каждого мужчины есть свой тип женщины, на который он обращает внимание. Интуитивно, не объясняя, почему. Таким идеалом для меня и является моя жена. Почему, собственно, мы с ней и живем вместе уже столько лет. Иногда у нас бывают трения, как и в любой нормальной семье. Но тем не менее это именно та женщина, которая мне в жизни нужна. [b]– Какова, на ваш взгляд, «формула счастья»?[/b] – Как сказал, по-моему, Ландау: «Для того чтобы человек ощущал себя счастливым, нужны три вещи: друзья, хорошая работа и любовь». Я согласен с этим утверждением. [b]– Правда, что у вас есть новые интересные проекты, связанные с кино?[/b] – В 2007 году я основал собственную кинопродюсерскую компанию. Она специализируется на производстве художественных и документальных фильмов. В настоящее время в работе несколько проектов. Особо хочу отметить два из них – «Русское танго Петра Лещенко», фильм о знаменитом в свое время певце, который был вынужден эмигрировать. И полнометражный художественный фильм «Первая осень войны», где я являюсь не только продюсером, но и играю главную роль валторниста из Большого театра, который должен со всей труппой осенью 1941 года эмигрировать из Москвы в Куйбышев. В это же время он получает письмо от своей жены, которая с двумя детьми застряла под Волоколамском. Мой герой решает, что за три дня, оставшихся до эвакуации, он успеет вызволить семью и уехать вместе с ней... Не буду рассказывать всю фабулу. Скажу лишь, что фильм обещает быть захватывающим. [b]– Вы очень много работаете. А как предпочитаете отдыхать?[/b] – Обычно отдыхаю дома, на природе. У нас дом в Подмосковье, на берегу Клязьминского водохранилища. Очень красивые места! Много лет мы с семьей жили в хрущевке, в квартире с пятиметровой кухонькой. Свой дом – идеальный вариант для меня. А что касается путешествий, то больше всего я люблю ездить в Италию. Эта страна мне нравится и общей атмосферой, и невероятно красивой архитектурой. Там есть все – и море, и исторические памятники, и кухня отличная… И даже воздух какой-то особенный.