Памятник Александру Пушкину позеленел после реставрации
За годы памятник реставрировали несколько раз – очищали от грязи, сажи, мыли специальными составами, частично ремонтировали гранитный постамент. Частично утраченные цепи вокруг памятника отлили заново и окрасили в черный цвет, а самому памятнику постарались придать именно тот вид, какой у него был в 19 веке – малахитового оттенка зеленый.
Реставраторы после очистки памятника от сажевых отложений, как волшебники-алхимики, обработали поверхность бронзы специальными средствами в тех местах, где коррозия разрушила благородную патину – она защищает металл от разрушения, и поэтому скульпторы всего мира из всех материалов предпочитают именно бронзу, а не сталь. Леса и забор вокруг памятник сняли еще 6 сентября, но именно к 7 сентября все работы были окончательно закончены.
Нина Зайцева, руководитель реставрационных работ, рассказала "ВМ":
- Больше всех патина пострадала на шляпе, которую держит Александр Сергеевич. Мы проводили большую работу по восстановлению патины. Сейчас 21-й век, и появились новые технологии по сохранению памятников. Любой металл поражает коррозия. Раньше памятник просто обрабатывали пескоструйкой, снимали слой коррозии. Но это повреждает металл. Сегодня у нас есть специальные средства, которыми мы обработали поверхности, не разрушая сам металл. Они восстановили защитную патину и теперь Пушкин будет стоять еще, надеюсь, столько же, сколько стоит, и цвет свой менять уже не будет.
Павел Котельников, главный консультант Института реставрации, сообщил:
- Памятник Пушкину – колокольного типа. Когда его создавали, сварки не было и все его части крепились либо на клепках, либо на болтах. Сам он состоит из 30 крупных и даже не знаю скольких еще мелких частей. Причем элементы фигуры соединены по-разному – только голова поэта цельная, литая. Внутри памятник пустотелый. К сожалению, когда его переносили с одной стороны Пушкинской площади на другую, то использовали сварку –делали все как можно аккуратнее, но это тоже сказалось на состоянии отдельных частей, которые наши реставраторы тщательно обработали. И москвичи, даже рассматривая памятник при помощи мощной оптики, не смогут увидеть следов большинства швов. И, конечно, его цвет, на мой взгляд, очень удачен и с точки зрения исторической, и зрительной – таким и должен быть настоящий бронзовый памятник.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Емельянов, глава Департамента культурного наследия:
- Это первая в жизни этого памятника масштабная реставрация, которая коснулась абсолютно всех его частей. Патина обрела свой естественный, зеленый цвет. Все работы продолжались более года и я рад, что он сейчас выглядит именно так.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!