Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Надо ли получать права, чтобы кататься на самокате?

Реальность века глядит сквозь прорезь маски

Развлечения
Реальность века глядит сквозь прорезь маски
Игорь Миркурбанов (Мольер) и Станислав Тикунов ( Захария Муаррон) / Фото: Александр Стернин
Парадный подъезд. Нарядные зрители степенно проходят в двери, у которых традиционно трется мужик с пачкой дефицитных билетов. На афише — «Сны господина де Мольера». Обозреватель «ВМ» познакомилась с первой премьерой 91-го сезона театра «Ленком» — спектаклем по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош».

Поднимаюсь на второй этаж по мраморной лестнице. С портретов, тонко улыбаясь, глядят люди, ставшие славой отечественного театра: Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Олег Янковский, Александр Абдулов, Олег Шейнцис. Не просто знакомые — родные лица. А вот в фойе, набитом зрителями, сегодня, к моему удивлению, знакомых лиц мало.

Видимо, сказывается то, что 45-летний режиссер Павел Сафонов никогда раньше в «Ленкоме» не ставил, хотя много и успешно работал на других площадках, где имел своих поклонников.

Сафонов появился на Малой Дмитровке, 6, со своей командой — сценографом Мариусом Яцовскисом, композитором Фаустасом Латенасом, художником по костюмам Евгенией Панфиловой.

Конечно же, всем любопытно, чем порадует сценография «мольеровской эпохи». Поэтому, как только открываются двери зала, устремляюсь в него. Да... Декорации настолько аскетичны, что поначалу берет оторопь: гигантская, под бронзу рама в глубине сцены, большой стеклянный экран с проемом-дверью, театральная маска, лежащая на плите-возвышении на авансцене. И все... Рассаживаемся.

В зале гаснет свет. И все становится на свои места. Визуальная атмосфера спектакля забирает сразу и прочно, мгновенно обозначая, что Мольер Павла Сафонова — персонаж вне времени.

Реальность века глядит сквозь прорезь маски Слева - направо: Игорь Миркурбанов (Мольер), народный артист России Виктор Вержбицкий (Людовик Великий) / Фото: Александр Стернин

Нет необходимости пересказывать содержание пьесы, она у нас шла бессчетное число раз. Тема «художник и власть» актуальна во все времена. Написанную еще в 1929-м пьесу запретила цензура, но после беседы автора со Сталиным она таки увидела свет рампы. Хотя отдельные фразы типа «Ненавижу бессудную тиранию» пришлось, разумеется, убрать.

Понятно, что обращение к хорошо известному материалу вовлекает зрителя в действо, только если в спектакле содержится сиюминутно точное режиссерское высказывание о сегодняшнем дне или неожиданная форма. К чести Павла Сафонова, в его спектакле есть и то, и другое. Последователь вахтанговской школы, он украсил постановку яркими деталями и приемами: тут и театральные маски, и конусные колпаки, балахоны и жабо. Есть желание сдуть пыль со всего примелькавшегося, чем активно и занимаются на сцене артисты. Восхищает и решение пластических сцен с колоколами, поединки на рапирах. А место, где король Людовик шествует на фоне медленно катящегося из кулисы в кулису солнца — опрокинутого обеденного стола, — просто визуальный шедевр.

Но самое главное, конечно, не вздыбившаяся форма, а суть.

Реальность века глядит сквозь прорезь маски Заслуженная артистка России Анна Большова (Мадлена Бежар) и Александра Виноградова (ее дочь, Арманда) / Фото: Александр Стернин

Тема «Людовик — Мольер» или «Власть — политика — глава театра» сегодня столь точно попадает в нашу собственную реальность, что становится не по себе. И когда Миркурбанов — Мольер, стиснув виски, стонет: «Давит!», зрителям кажется, что вместо него на ленкомовской сцене присутствует призрак совсем другого персонажа, не сходящего в последнее время с новостных лент и телевизионных экранов.

— Мы назвали спектакль «Сны», — говорит Павел Сафонов, — потому что наша действительность иногда и впрямь как дурной сон. И хочется встряхнуть всех, чтобы проснулись и увидели, что нельзя убивать за веру, нельзя предавать.

Говорят, что эту пьесу Павлу Сафонову предложил Марк Захаров.

Что ж, достоинством «Ленкома» всегда было предвосхищать многие события в стране и живо на них реагировать. Потому зритель и ломится в «Ленком» вот уже четыре десятилетия. Что касается главных исполнителей постановки, то они достойны всяческих похвал: и утонченный, «без кожи» Игорь Миркурбанов, и непредсказуемый Виктор Вержбицкий (Людовик), и трагичная Анна Большова (Мадлена Бежар). И конечно, талантливый до неприличия, ироничный Иван Агапов (Жан-Жак Бутон)! Хорош и мощный ленкомовский костяк в лице Павла Капитонова, Дмитрия Гизбрехта, Сергея Пиотровского, Алексея Скуратова, Екатерины Мигицко.

— Блистательно! — шепчет соседка слева. — Я в гардероб, за цветами!

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Эксклюзивы
Вопрос дня
Кем ты хочешь стать в медиаиндустрии?
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.