Театр и песочница
Уж сколько раз твердили миру московские театры и, в первую очередь, музыкальные, что они хоть и с трудом, но научились договариваться между собой, дабы не клонировать одни и те же премьерные названия в своих афишах. Но, как не смешно и не грустно, нынешний сезон, думается, способен побить рекорд размножения одних и тех же оперных партитур.
Если кто запамятовал или никогда не задавался вопросом: сколько же в Москве постоянных оперных трупп, позволю себе сообщить удивительную цифру – шесть. Большой, который ясное дело стоит особняком и в своей работе, конечно, практически ни на кого не оглядывается, Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, набирающий силу с приходом на пост гендиректора Антона Гетьмана. Еще два театра, почти ровесники, всегда юная и темпераментная «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана и «Новая опера», которая, может, и не часто подтверждает практикой свое имя, но точно соблазняет публику демократичными ценами на билеты. Еще одна пара театров – это Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского, что в сезоне, минувшем, пережил системный кризис, результатом которого стало недобровольное увольнение главного режиссера, и Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац, коллектив, который не был серьезным игроком на московской сцене до того момента, как в театр пришел худруком Георгий Исаакян.
Такого изобильного разнообразия нет ни в одном другом мегаполисе мира, кроме Москвы. С двухкратным отставанием от российской столицы идет лишь Берлин, о других городах вообще и говорить нечего. И, казалось бы, наши театры каждый со своим лицом, а получается, репертуар не могут поделить, как дети место в песочнице.
Вот только несколько самых, быть может, ярких образцов «дублей». У «Новой Оперы» запланировано всего две премьеры – «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти. При этом появление «Гензель и Гретель» обещал ныне и Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац, а «Лючия ди Ламмермур» с любимицей московской публики Хиблой Герзмавой в заглавной партии уже более восьми лет хит репертуара Музтеатра им. К.С. Станиславского И Вл.И. Немировича-Данченко.
Большой театр готовит премьеру «Бала-Маскарада» Верди, в то время как «Геликон» недавно сделал это название, и «Богему» Пуччини, которая также только что появилась в «Новой Опере».
Еще более любимое название – «Пиковая дама» Чайковского. Премьеры грядут в Большом театре и «Геликоне», притом, что тот же «Стасик» представил эту оперу только в прошлом году, и спектакль еще никак не исчерпал своего зрительского потенциала. Так, по Москве будут «бродить» сразу три дамы Пик.
При этом театрам нравится заниматься не только «клонированием», но и «самоцитированием». Уже по осени «Стасик» возобновляет собственную постановку «Обручения в монастыре» Прокофьева 17-летней давности, а «Геликон» – «Мазепу» Чайковского, спектакль, которому почти 20 лет.
И все-таки иногда театры разнообразят столичную афишу незаезженными названиями. Геннадий Рождественский в этом сезоне обещает, что в Камерном театре среди премьер будет уникальная финская опера Калеви Ахо «Диего и Фрида» – про любовный треугольник Риберы, Фриды и Троцкого. «Стасик» покажет, к примеру, и «Макбета» Верди, и «Енуфу» Яначека. А Большой театр представит «Альцину» Генделя.
Так что сезон у поклонников оперы все-таки грядет насыщенный, хоть и не максимально разнообразный.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции