Шелковый камзол с плеча императора
Дар этот Вологодскому архиепископу Гавриилу Петр I сделал в свой последний, четвертый, приезд в Вологду — было это в 1702 году.
Расположение самодержца архиепископ заслужил за то, что по распоряжению царя собрал медь для отливки пушек. Вологодский архиепископ настолько дорожил царским подарком, что попросил похоронить себя в нем. Что и было сделано в 1707 году.
Более чем через двести лет, в 1924 году, останки архиепископа Гавриила были извлечены из склепа в Вологодском Софийском соборе, а камзол Петра отправили в музей.
— Камзол с воротником-стойкой сшит из натурального китайского шелка, имеет шелковую же подкладку, — рассказывает художник-реставратор мастерской реставрации кожи и археологического текстиля Варвара Бусова. — Застегивался он на 28 круглых бомбонов-пуговиц черного цвета. На подкладке еле заметен узор. Скорее всего, это была повседневная одежда Петра I, который не любил излишеств и не был щеголем.
Камзол, поступивший на реставрацию, был в крайне плачевном состоянии. Конечно, его прежде чистили, но только при помощи щетки.
— Мы до сих пор опасаемся за его сохранность, — говорит реставратор. — Но натуральный шелк — стойкая ткань. Когда мы ее почистим специальными средствами, она обретет первоначальный блеск, а практически утерянные за века фрагменты камзола покроем бесцветной газовой тканью, закрепив ее специальным клеем.
Затем реставраторы подберут нити нужного оттенка и миллиметр за миллиметром будут восстанавливать царский подарок.
— Но, к сожалению, полностью восстановить камзол не удастся, — подытоживает Варвара Бусова.
В Центре имени Грабаря работают с самыми разными предметами, имеющими историческую и художественную ценность.
В мастерских реставрируются иконы, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства.
Так, в сентябре сотрудники Центра приступили к реставрации азбуки, по которой с XVII века учились царские дети. Кроме собственно азбуки, в ней содержатся различные поучения и наставления. Раритет долго находился на хранении в библиотеке Российской академии наук, и, как сказала заведующая мастерской графики редкой книги и документов на бумаге Центра имени Грабаря Юлия Савкова, «с ней ознакомились только восемь человек».
Каждый год в центр реставрации поступают все новые предметы из самых разных музеев страны. Сейчас заканчиваются работы по восстановлению чемодана Сергея Есенина.
— Этот кожаный чемоданчик использовался поэтом скорее как портфель, — описывает экспонат заместитель генерального директора по научной работе Ольга Темерина. — Он сделан в Англии в начале ХХ века, внутри оклеен картоном, тисненным «под кожу». Но, к сожалению, многие швы перешиты грубыми, хотя и очень прочными нитями. Известно, что после смерти поэта чемодан активно использовался его родственниками, потому так кустарно и некрасиво переделан.
Каждый раз перед реставраторами встает сложная задача: постараться сохранить первоначальный облик вещи. Старинные технологии бывают безвозвратно утрачены, а потому художник-реставратор Варвара Бусова каждый раз изучает предмет, с которым ей предстоит работать.
— Мы должны не делать вещь заново, — говорит Варвара, — а по максимуму стараться ее сохранить. Так и в случае с камзолом — подарком Петра I. У этого предмета непростая история, но, увы, мы не можем воссоздать его целиком. Это будет уже совсем другая вещь...
Каждая операция, будь то чистка или укрепление ткани, реставраторами всегда обсуждается коллегиально, и только затем принимается решение.
— Современные технологии дают нам возможность если не восстановить вещь, буквально по лоскуткам, то очень хорошо ее укрепить, — говорит Варвара Бусова.
СПРАВКА
Мастерская по реставрации кожи и текстиля в Центре имени Грабаря была создана в 1919 году. За все эти годы накоплен большой опыт работы по восстановлению самых разнообразных тканей. Известно, что в мастерской трудились бывшие послушницы закрытого после революции Вознесенского монастыря в Кремле.
В 1934 году мастерские были закрыты, а заработали вновь лишь в 1958 году.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!