Отцы и дети. Проблемы, связанные с воспитанием подростков, обсудили в эфире сетевого вещания «ВМ»
Охрана — не панацея
Участница круглого стола директор школы № 2098, инициатор проекта «За безопасность детства» Надежда Перфилова вспомнила аналогичное происшествие в школе № 263 района Отрадное 3 февраля 2014 года. В тот день десятиклассник , вооруженный карабином и винтовкой, застрелил учителя географии и захватил в заложники своих одноклассников, а затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия полицейским, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного. После переговоров, в которых участвовал отец преступника, подросток отпустил заложников, а через некоторое время был задержан.
Суд приговорил Гордеева к принудительному лечению в психиатрической больнице.
— Тогда тоже много говорилось об усилении мер безопасности и повышении внимания к подросткам. Это ЧП обсуждалось на разных уровнях, и не было ни одной школы, где бы ни говорили об этом, — сказала Перфилова.
Она отметила, что на сегодняшний день в каждой столичной школе есть охрана, но проблема заключается в том, что сотрудники, работающие преимущественно вахтовым методом, не в состоянии даже запомнить всех школьников в лицо. Поэтому здесь необходимо говорить не только о четком выполнении инструкции, но в первую очередь о взаимодействии личностей.
— У ребенка должен быть друг, но, к сожалению, он не всегда есть в семье, однако им может стать учитель в школе, — сказала Перфилова.
Лидер общественного движения «Мы — дети России», детский правозащитник Вадим Арустамов заявил, что охранник, работавший в ивантеевской школе, элементарно не выполнил свою работу. Поэтому он предложил оснастить все учебные заведения рамками металлоискателя.
Однако это предложение поддержано не было — рамки только создадут дополнительные очереди на входе в школу, а кроме того — это не панацея. Достаточно вспомнить 1980 год, когда семья Овечкиных из Иркутска захватила самолет. Тогда аэропорты страны были оснащены интроскопами и рамками металлоискателя, но сработал человеческий фактор — сотрудница просто не пропустила футляр с контрабасом через интроскоп, доверившись «музыкантам», которыми представились Овечкины.
Поэтому участники круглого стола «ВМ» сошлись во мнении, что ключевым фактором безопасности является человеческий.
Школа, психологи, родители — единый тандем
Разумеется, в свете трагедии невозможно было не поднять вопрос о работе школьных психологов .
Однако, по словам заместителя директора столичной школы № 1272 Милены Биджамовой, никто не отменял работу родителей с собственными детьми.
— Что касается конкретного происшествия в Ивантеевке, то не нужно упускать из виду тот факт, что на протяжении длительного времени и учителя, и одноклассники говорили о странном поведении подростка, — сказала Биджамова. — Психолог, конечно, мог бы начать работу с ним, но для этого требуется согласие родителей. Такое согласие от родителей не всегда можно получить. Не каждый «предок» готов признать, что у его отпрыска проблемы.
В свою очередь семейный психолог Марина Слинькова отметила, что, само собой, школьный психолог должен работать с подростками, но в то же время не только специалист, но и родители должны заниматься воспитанием собственных детей.
— Думаю, что необходима некоторая государственная программа, направленная на взаимодействие родителей с собственными детьми. Необходимо, чтобы они четко понимали все особенности подростков, изменения, которые с ними происходят в определенном возрасте. Поэтому уверена в том, что здесь нужна большая просветительская работа, — отметила Слинькова.
Доверие — как основа
Директор по развитию Национального родительского комитета Кирилл Лукьяненко заявил, что для взаимодействия семьи и школы нужно обоюдное доверие. Однако, как показало происшествие в Ивантеевке, учитель не только не препятствовал, но и сам участвовал в травле подростка, поэтому ни о каких доверительных отношениях речи не идет.
Психолог Марина Слинькова подчеркнула, что к ней на прием нередко приходят дети, которые подвергаются травле. При этом, по их словам, учитель игнорирует происходящее.
— Педагог должен уметь выстраивать и корректировать социальное взаимодействие в коллективе, — подчеркнула психолог.
Интернет как личная территория
Однако в жизни современного подростка огромную роль играют социальные сети, и родители не всегда в состоянии отслеживать происходящее там.
Тем не менее страницы подростков могут являться хорошими маркерами их состояния.
— В СМИ нередко проходят сообщения о происшествиях со стрельбой и гибелью людей, в том числе и в американских школах, российские подростки копируют эту модель поведения, — подчеркнул координатор Центра безопасного интернета Урван Парфентьев. — И в социальных сетях можно отследить те идеи, которые целенаправленно транслирует ребенок, и вести с ним индивидуальную работу.
Милена Биджамова заявила, что если есть доверие между ребенком и родителями, то они знают, что происходит и в его личной жизни, и на его странице в интернете. Если же между ними нет близких отношений, то его нет ни в какой сфере жизнедеятельности, и никакой контроль здесь не поможет.
Гаджеты заменили человеческое общение
Но тут неизбежно возникает другая проблема современных детей, чей досуг сводится в основном к «общению» с гаджетами.
По словам Надежды Перфиловой, и эксперты «ВМ» с ней в этом согласны, сейчас ситуация складывается таким образом, что родители с самого маленького возраста перестают общаться с детьми, перекладывая эту функцию на планшеты, телефоны, компьютеры, создавая дефицит человеческого общения.
— Очень часто мы, взрослые, отталкиваем детей от себя, ссылаясь на нехватку времени. Думаю, что уже в начальной школе иной ребенок осознает свою ненужность, — заявила Перфилова.
При этом Марина Слинькова отметила, что если ребенку дать в руки гаджет с играми, то он перестает нуждаться в человеческом общении.
— Когда вы решаете завести ребенка, то вы должны понимать, кем вы ему приходитесь. Ребенок никого, кроме друга, не пустит в свое личное пространство. Раньше педагоги и родители умели становиться друзьями. Если вы не можете это делать — грош цена вам как родителям; если вы не можете войти к ребенку в доверие — грош цена вам как педагогу, — заключил Вадим Арустамов.
Милена Биджанова заявила, что в школе ведется работа с детьми, но роль семьи должна быть главнее. Именно там люди учатся общению. Родители должны осознавать, что несут ответственность за маленького человека.
— Недавно я был в одном из детских домов. Я отметил, что там царит атмосфера уважения. Почему родители — самые близкие и родные люди — не могут создать такую же атмосферу в своей семье? — задался вопросом Арустамов. — Думаю, что если они будут прикладывать усилия, то трагедии с выстрелами в школах не будут повторяться.
Кроме того, как отметила Марина Слинькова, необходимо повышать психологическую грамотность родителей.
— Немаловажно и то, что в школах должны реализовываться проекты по профилактике травли. И если ребенок отвержен и в семье, и в школе, то у него остается только один выход — протест, — подчеркнула психолог.
Урван Парфентьев отметил, что прежде всего нужна атмосфера доверия. И у ребенка должен быть такой друг, с которым он может откровенно обсуждать свои проблемы.
Эксперты сошлись на том, что в основе всего должно быть взаимное уважение и готовность к конструктивному диалогу в любой ситуации. Только так и удастся избежать трагедий, подобных ивантеевской.
МНЕНИЕ РОДИТЕЛЯ
Лариса Гнедая, мать двоих детей:
— У меня двое детей, и старшая дочь — подросток. Я прекрасно понимаю все сложности этого возраста, стараюсь учитывать те изменения, которые с ней сейчас происходят. Вообще же стараюсь выстраивать отношения с детьми так, чтобы быть с ними друзьями, чтобы у нас было доверие. Это очень важно. Когда дочь захотела съездить с товарищами в другой город на пару дней, я ее отпустила, хотя как матери это было тяжело сделать. Но нельзя же все запрещать, ограничивать свободу! Конечно, бывают проблемы, сложности в учебе, и без «вливаний» не обходится. Но мы с мужем уверены, что всякое действие нужно объяснять, доносить свою позицию, рассказывать о возможных последствиях. Дети должны понимать, к чему могут привести те или иные поступки, которые кажутся им иной раз правильными со своей позиции. Но нужны именно конструктивный диалог и доверительные отношения.
МНЕНИЕ ПОДРОСТКА
Валерия Максимова, ученица 11-го класса школы № 2107:
— Нередко бывает, когда учителя сами провоцируют конфликты. Причем буквально на ровном месте. Поводом может послужить и просто лежащий на парте телефон, и то, что ученик сел за другую парту. Причем некоторые на выяснение отношений по этому поводу тратят минут по 20 от урока, вместо того чтобы объяснять материал, проверять домашнее задание. При этом они постоянно давят тем, что без должной учебы мы не сдадим ЕГЭ. Хорошо. Но учите нас, а не выясняйте отношения пол-урока! Кроме того, постоянные угрозы про несдачу Единого государственного экзамена негативно влияют на самооценку, появляются неуверенность в своих силах, сомнения. Так и хочется сказать: что вы делаете и зачем? Зачем пытаетесь подорвать нашу самооценку? И тут возникает другой конфликт: некоторые педагоги, работая на понижение самооценки, пытаются таким образом заставить нас, учеников, доказывать им, что мы чего-то стоим. Мне такие методы кажутся несколько странными и нелогичными. У нас же не борьба за выживание, а учеба — важный этап в жизни каждого человека.
КАК У НИХ?
Кровавая драма в американской школе
20 апреля 1999 года в школе «Колумбайн» в городе Литлтон, штат Колорадо, произошла одна из самых кровавых трагедий в современной истории США. Ученики 11-го класса Эрик Харрис и Дилан Клиболд ворвались в здание учебного заведения с оружием в руках. За четыре с половиной часа, в течение которых длилась бойня, они ранили десятки школьников, убили 12 учеников и одного учителя.
После этого убийцы покончили с собой. Готовиться к массовому убийству в школе Харрис и Клиболд начали почти за год до дня икс. Они педантично перечисляли на страницах своего ежедневника все, что нужно было взять с собой в школу в тот роковой день: «принести и поставить бомбу», «в 11:17 выйти из класса», «вымыть руки». Эта трагедия привела к ужесточению мер безопасности в американских учебных заведениях.
Массовое убийство из-за неразделенной любви
11 марта 2009 года в училище Альбертвиль-Реальшуле в городе Винненден в Германии 17-летний подросток Тим Кретчмер, взяв пистолет отца, устроил кровавую бойню.
В результате стрельбы погибли 15 человек, еще 11 получили ранения. Затем он взял в заложники случайного водителя, заставил под угрозой смерти везти его около ста километров в направлении города Вендлинген. Спустя два с половиной часа машина с Кретчмером подъехала к одному из автосалонов в 40 километрах от города. Тим зашел в здание и произвел в нем 13 выстрелов. После этого юноша покончил с собой, находясь в окружении полиции.
Как выяснилось позже, за три дня до стрельбы девушка, за которой ухаживал Тим, отказалась с ним встречаться.
Полиция сообщила, что девушка была убита в училище одной из первых. По сообщениям прокуратуры, сотрудники которой занимались расследованием этого дела, с апреля по сентябрь 2008 года Тим Кретчмер находился на лечении в психиатрическо-неврологической больнице.
Однако его родители опровергают этот факт.
ПРЯМЫЕ РЕЧИ
Никита Кукушкин, актер, исполнитель главной роли в спектакле «Мученик»:
—Думаю, что большая проблема кроется в информационном пространстве, где постоянно концентрируется агрессия. И обсуждение различных проблем, например изнасилование девушки-школьницы из Ульяновска, — аморально.
Возможно, создатели передач, ток-шоу на эти темы думают, что таким образом можно будет уберечь от беды.
На самом деле происходит постоянное развращение сознания подростков посредством информации, несущей агрессию. А кроме того, нельзя забывать о том, как взрослые довлеют над детьми, реализуя через них свои несбывшиеся мечты.
Нелли Нечаева, ветеран органов внутренних дел, подполковник в отставке:
— На мой взгляд, вся проблема кроется в воспитании. Школа этим не занимается, кроме того, встречаются факты нетактичного поведения учителей в отношении детей.
Таким образом, общество сейчас живет в парадигме «каждый сам за себя». Образовательные учреждения не занимаются воспитанием, родители не всегда понимают, как нужно подходить к этому вопросу.
Также считаю, что нужно больше внимания уделять досугу молодежи, чтобы школьники посещали различные кружки и секции, чтобы у них было занятие по душе.
КСТАТИ
По мнению психологов, именно в подростковом возрасте у ребенка проявляется переживание взрослости. Конечно, сначала оно расходится с реальностью, но фиксируется в основном на внешней стороне: в одежде, пристрастии к тем или иным вредным привычкам.
Происходит это оттого, что взрослые люди не всегда демонстрируют подросткам привлекательные образцы реальной взрослости, далеко не всегда делятся своими переживаниями, рассказывая об успехах или неудачах. Взрослость — это продукт социального научения, основным механизмом которого является подражание.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!